- Чем, по вашим данным, вызвано молчание Склярова?
- Это ему американские адвокаты посоветовали временно воздержаться от контактов с прессой и одновременно не слишком активно отмечать освобождение. По моим сведениям, он малопьющий. Адвокатов трое - двое американцев и один российского происхождения, все на вид очень маститые. Их усилиями сумма залога была сокращена с первоначальной суммы 500 тысяч долларов сначала до 200 тысяч, а потом до 50-ти. Представьте себе, насколько трудно было бы в безналичной Америке собрать полмиллиона наличными, равно как перевести их из Москвы?
- Кто же заплатил залог?
- В конечном итоге сумму обязалась выплатить российская фирма "Элкомсофт", в которой Дмитрий работает. Но из-за срочности собирали здесь. И то немного опоздали - пока эти деньги считали и принимали в суде, он вышел на свободу лишь к концу рабочего дня.
- А кто такой Осокин, был ли с ним знаком Скляров?
- Защита представила суду как минимум трех кандидатов, которые взяли бы на себя надзор над освобожденным под залог. По-английски это - custody ( надзор, опека), может быть, не самое лучшее слово для такой ситуации, поскольку Скляров и не собирается никуда бежать. Суд изучил их характеристики и утвердил одного. Со своим "надзирателем" Скляров раньше знаком не был, хотя заочно наверняка знал о нем - мир российских компьютерщиков высокого класса достаточно тесен.
- Насколько можно судить, за освобождение Склярова активно боролись и российские дипломаты.
- Мы начали очень плотно заниматься этим делом с первых же часов после ареста, который произошел 16 июля. Оно с тех пор стало приоритетным для нас. Мы немедленно вступили в контакт со всеми компетентными американскими органами, с Государственным департаментом. Одновременно связались с самим Скляровым и договорились с ним, что он сможет звонить в Генконcульство в Сан-Франциско по системе collect call - за наш счет, а на такое мы практически никогда не идем. Вот эти совместные с адвокатами действия и принесли успех.
- Ваше мнение: виноват ли Скляров, нарушил ли он закон?
- Я не сомневаюсь в его невиновности. Этот парень вообще вызывает лишь симпатию. Ему 26 лет, а он женат, отец двоих детей, для молодых компьютерщиков это - редкое явление. Он с отличием окончил МГТУ, аспирантуру. Мозги у него на месте.
В чем же он провинился с точки зрения американского правосудия? Скляров изобрел такую штуку, которая привела в изумление многих местных экспертов: он снял защиту с электронных книг. Представьте себе, что вы купили "Войну и мир" в электронном варианте. Сами вы ее можете читать, а подарить другу нельзя - книга имеет электронную защиту. Вот он и придумал, как снять эту защиту, но не для того, чтобы копировать и нарушать авторские права. Этот патент был узаконен и лицензирован в России. Речь идет не о каком-то правонарушении одного человека, а о корпоративном конфликте между компанией "Элкомсофт", в которой работает Скляров, и американской фирмой Adobe. В США существует закон, который запрещает производство технологии, способствующей незаконному распространению продукции. Все видят, что Adobe предпочла самый легкий путь - вместо судебного разбирательства обратилась в ФБР. А оно, недолго думая, арестовало Склярова. У американцев было такое право - тот оказался на их территории и подпадал под их законы.
- Каково, на ваш взгляд, возможное продолжение этого дела?
- Я могу только прогнозировать, высказывая свое личное мнение. Исходов может быть два. В американской судебной практике не было ни единого прецедента по делам такого рода. В США прецедент играет чрезвычайно важную роль, на его основании часто выносятся приговоры. Поэтому я боюсь: обвинение захочет это дело довести до конца и осудить Склярова хотя бы символически, не доводя до длительного тюремного заключения. После этого он, как можно догадаться, будет депортирован. Второй вариант - дело прекращается.