Разработанный в начале 90-х годов и практически готовый к производству Ан-70 до сих пор не запущен в серию. В этом ему "помогли" европейские страны, вначале заявившие о своем участии в продвижении самолета на мировой рынок. Но совместный российско-украинско-европейский проект так и не был претворен в жизнь. Европа, решившая начать производство собственного аналогичного проекта, лишила Ан-70 основных финансов.
Руководство России и Украины выразило готовность продолжать работу над уникальным самолетом. Однако Ан-70 ждало новое страшное испытание на прочность: катастрофа во время учений под Омском, казалось, окончательно поставила точку в этом проекте. Потребовалось вмешательство президентов двух стран, заявивших на встрече в Днепропетровске, что "разработка Ан-70 - наиболее перспективное и приоритетное направление в сотрудничестве Украины и России в области авиастроения". Президенты заявили, что очередной самолет Ан-70 должен быть произведен, согласно графику, в конце 2002 года. Теперь эта же тема была затронута и в Сочи.
Программа оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 реализуется совместно Россией и Украиной на основании подписанных в 1993 и 1999 годах межправительственных соглашений. Расходы на сертификацию самолета и запуск его серийного производства оцениваются примерно в 170 млн долларов. Госзаказчики Ан-70 - министерства обороны России и Украины. Предполагалось, что потребность России в новом среднем транспортном самолете составляет 164 машины, Украины - 65. Общая емкость рынка самолета, по прогнозам специалистов, - около тысячи машин.
24 августа станут известны российские авиазаводы, которые будут заниматься производством Ан-70. По данным "Известий", заявки на участие в конкурсе подали девять российских авиазаводов. Для того чтобы победить в нем, авиапроизводители не должны иметь долгов и при этом обладать необходимыми для выпуска Ан-70 мощностями.
Но несмотря на заинтересованность в этом проекте президентов двух стран, аналитики скептически оценивают возможность запуска Ан-70 в серийное производство. В российском военном ведомстве идея о массовых закупках Ан-70 энтузиазма не вызывает. Минобороны сегодня владеет более чем 200 Ил-76, которые удовлетворяют все потребности военного ведомства. И кроме того, у военных просто нет денег для таких широкомасштабных закупок. Создателям самолета остается надеяться лишь на президентское упорство и... удачу, которая пока обходит Ан-70 стороной.