Предпочтения
Если 20 лет назад в США были популярны большие сигарообразные автомобили, похожие на "хот-дог", то сегодня американцы предпочитают так называемые "паркетные" джипы ("вседорожники"), пикапы и мини-вэны, которые больше напоминают "биг-мак". Причем если в Европе джипы занимают только 3% рынка, то в Америке на них приходится более трети. "Легких" грузовиков в США стали производить больше, чем легковушек, с 1997 года. Теперь же и все мировое автомобилестроение последовало за ними: многоцелевые и специализированные грузопассажирские машины вытесняют легковушки повсюду.
- В Америке почти не стало маленьких автомобилей размерных классов A, B и даже C, столь популярных в Старом Свете, - говорит Лев Фрадкович, владелец фирмы по продаже подержанных машин в Тампе (штат Флорида). - По-своему американцы классифицируют и сами автомобили. Они делят их на 5 классов по полезной вместимости пассажирского салона и багажного отсека. Автомобили объемом ниже 84 куб. футов (2,4 куб. м) относятся к мини-компактным машинам. К ним попали VW Golf, Skoda Oktavia, Renault 19, Kia Sephia. Из легковых машин американцы любят среднеразмерные, которые в Европе относят уже к большим семейным автомобилям. Казус, но среди "середняков" оказались почти все "Роллс-ройсы".
Почти 60% всех выпускаемых в США машин изготовляют General Motors и Ford Motor, самые крупные в стране (и в мире) производители. При этом Ford остается наиболее покупаемой маркой. Среди пикапов особым спросом пользуется его модель Ford F, из вседорожников - Explorer. Среди легковых лидируют импортные Toyota Camry (она же самая угоняемая) и Honda Accord - лишнее доказательство, что местный автопром не уделяет этому классу автомобилей должного внимания.
Неожиданно на третье место по покупаемости в этом году вышла Toyota. Если тенденция сохранится, то концерн станет первым за всю историю США зарубежным автопроизводителем, попавшим в "золотую тройку" по продажам машин в Америке. В его модельном ряду уже пять вседорожников, а осенью состоится премьера новой Camry.
- Американцы покупают и европейские машины, - говорит Фрадкович. -- Иметь их - особый шик и демонстрация незаурядного вкуса. Предпочтения отдаются самым известным и престижным маркам - Mercedes-Benz, BMW, Volvo, SAAB, Porsche. Среди студентов и низших слоев населения все более котируются корейские машины, они дешевые, но вполне комфортабельные.
Мы позвонили известному писателю Аркадию Вайнеру, живущему в Нью-Йорке, и поинтересовались у него, влияет ли марка машины на его реноме (сам он ездит на Ford Taurus - одном из самых покупаемых в США автомобилей).
- Какая у вас машина, важно в Лос-Анджелесе, - сказал он. - Там живет артистическая элита и самые богатые люди Америки. В Нью-Йорке машина создает множество проблем: где парковаться, как уберечь ее от угона, поэтому там марка машины не столь важна. А для сельских жителей важна прочность и надежность автомобиля - они предпочитают старые пикапы типа Dodge Dakota, GMC Syclone или Oldsmobile Bravada.
Депрессия
Сегодня американский автопром испытывает "стресс" от перепроизводства. После 2000 года, рекордного по объему продаж, площадки производителей и дилеров переполнены машинами. По мнению аналитиков из Wall Street Journal, доходы автопроизводителей сократятся еще больше из-за жесточайшей конкуренции со стороны японских и европейских автоконцернов, которые приготовили для американского рынка множество новых моделей. Однако, по мнению специалистов агентства Bloomberg, кризис продлится недолго и кривая продаж пойдет вверх уже в 2003 году.
Тем не менее, чтобы противостоять интервенции, администрация Джорджа Буша вновь запустила разработанную командой его предшественника программу "Партнерство для создания автомобиля нового поколения" (PNGV). Автопроизводители США должны к 2004 году подготовить прототипы моделей, которые, оставаясь большими, расходовали бы не более 1 галлона бензина на 80 миль (примерно 3,5 л на 100 км). Последний автосалон в Нью-Йорке показал, что местные производители уже сейчас не оставляют иноземцам никаких зазоров и вводят в ответ свои новые модели во всех секторах и классах.
У Ford это новый Explorer, который на более высоком социальном уровне поддерживает его же вседорожник Mercury Mountaineer, а классом ниже - Escape. Сразу три джипа предложил рынку General Motors - новый Blazer, Bravada и Envoy (вместо Jimmy). Chrysler заменил Jeep Cherokee на Liberty. Изыски достигают апогея: GMC TerraCross стал похож на кабриолет и пикап одновременно, а у Buick роскошный седан сочетается с микроавтобусом и джипом.
Вседорожники появляются даже у тех, кто никогда их до этого не выпускал. Например, у компании Saturn, производящей изысканные мини-компактные легковушки. Европа в ответ тащит (и протащит!) в Штаты ненавистный американцам дизель.
Противостояние
И все же американский рынок продолжает оставаться самым емким, он обеспечивает сбыт, доходы и известность. Поэтому практически все производители машин в мире стремятся на него попасть любой ценой, в том числе и подстраиваясь под вкусы и привычки местных покупателей. Японская Nissan в пику Accord и Camry разработала свой седан - Altima. Porsche именно с США начнет продажи первого в своей истории вседорожника Cayenne и усиленно готовит... пикап. С американского же рынка даст старт и фольксвагеновский вседорожник с сответствующим названием Colorado. А Toyota специально создает для молодых американцев отдельную автомобильную марку. По сообщению агентства АР, подобную стратегию в ответ намерен применить и Ford.
На чужой рынок американцы выходят тоже по-своему: они просто покупают наиболее ценные и перспективные марки. Так делает Ford, "забравший" себе Volvo, Land Rover, Jaguar, Mazda и нацелившийся теперь на... Volkswagen. General Motors купил Opel, SAAB, Daewoo, Isuzu. Последняя "обновка" у Chrysler - Mitsubishi. Настоящие американские седаны в Европу и Японию почти не поставляются, они считаются неоправданно большими, однако европейские и азиатские заводы американцев производят для местных рынков то что нужно.
Любовь
В России тоже продаются в основном европейские модели американских производителей. Истинных "американцев" у нас немного. Непривычны не только их размер и дизайн, у этих машин своя специфика эксплуатации. Все "американцы", как правило, имеют автоматические коробки передач и требуют высококачественного бензина и масла, соблюдения всех правил ухода. У них другие параметры настройки фар, дюймовая размерность крепежа и свои запчасти, что не позволяет их сертифицировать в России и существенно удорожает содержание. Хотя в принципе американские машины в эксплуатации и ремонте считаются одними из самых дешевых в мире.
Наибольшей популярностью у нас пользуются джипы и мини-вэны. При этом американские производители связывают особые надежды именно с российским рынком, который, по их прогнозам, обещает бурное развитие уже в ближайшие десять лет. Ford этой осенью запустит во Всеволожске полноценный завод, General Motors создал СП с АвтоВАЗом ("Известия" писали об этом 28 июня этого года). Интересен проект производства автомобиля среднего класса на базе ЗИЛа: правительство Москвы ведет переговоры о создании предприятия с американской компанией Venture (с ее помощью созданы кузов "Волги-3111" и "Атаман"). На ЗИЛе предполагают развернуть полноценное производство с объемом 150 тыс. автомобилей в год и выпускать машину с оригинальным австралийским 3-цилиндровым двухтактным мотором мощностью 75 л.с. Предположительно автомобиль будет стоить $3600-4400. Однако вопрос о том, на каких машинах будут, в конце концов, ездить россияне - европейских, американских или собственных, остается пока открытым.