Полноформатное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Исламской Республикой Иран и ЕАЭС будет заключено к началу 2022 года. Об этом «Известиям» сообщили в Министерстве промышленности и торговли РФ. В ведомстве подчеркнули, что подписанное в мае этого года временное соглашение о ЗСТ, которое предваряет переход к полноформатному договору, охватывает около 50% торговли между сторонами и вступит в силу в начале 2019 года. В контексте соглашения Иран, который не является членом ВТО, примет на себя обязательства, предусмотренные правилами этой организации, что сделает его торговлю со странами ЕАЭС более прозрачной и предсказуемой.
Временное соглашение между Евразийским экономическим союзом и Ираном рассчитано на три года. Сейчас документ проходит ратификацию в странах ЕАЭС — планируется, что он вступит в силу в начале 2019 года.
— По истечении трехлетнего срока планируется переход к полноформатному соглашению о ЗСТ, которое будет охватывать уже всю товарную номенклатуру, — сообщили «Известиям» в Минпромторге РФ. — Переговоры по переходу к новому соглашению должны быть начаты не позднее чем через год после вступления в силу временного соглашения.
Основными преимуществами договора, отметили в ведомстве, является снижение ввозных таможенных пошлин и создание «прозрачной и предсказуемой среды торговли». Это произойдет за счет того, что все страны, в том числе и Белоруссия и Иран, которые не являются членами ВТО, согласились взять на себя обязательства о соблюдении правил этой организации.
Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают перспективы ЗСТ между ЕАЭС и Ираном. По их мнению, создание зоны свободной торговли будет выгодно всем сторонам, особенно на фоне санкций США в отношении Москвы и Тегерана, которые толкают страны к торгово-экономическому сближению.
— В контексте санкций временное соглашение о ЗСТ позволит частично компенсировать потери России на американском рынке. Иранский рынок является альтернативой для поставок российских металлов, тем более территориальная близость значительно удешевляет их транспортировку, — сказал «Известиям» руководитель Центра исследований стран ближнего зарубежья РИСИ Вячеслав Холодков.
Сейчас в связи с экстерриториальным характером американских санкций из Ирана уходят крупнейшие европейские компании. Так, ранее стало известно, что французский нефтегазовый концерн Total отказался продолжать участие в иранском проекте «Южный Парс – 11» и прекратил все операции с ним до 4 ноября. По словам эксперта, это освобождает место для российских предприятий, которые смогут активнее участвовать в крупных нефтегазовых проектах на территории республики.
В 2014 году объем торговли Ирана с Россией составлял около $1,6 млрд, а в 2015-м он снизился до $1,2 млрд. В 2016 году, когда началась отмена санкций против Ирана, товарооборот достиг рекордных $2,2 млрд, однако в 2017-м он вновь упал на $600 млн. Вячеслав Холодков объясняет это тремя факторами. Во-первых, в 2014 году нефтедобывающие страны столкнулись с падением цен на нефть. Во-вторых, в условиях активного военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана Россия поставляет в Иран значительную часть военной продукции, однако эти поставки носят нерегулярный характер, что тоже отражается на объемах торговли. В-третьих, важную роль сыграли и ядерная сделка, заключенная в 2015 году, и дальнейшая отмена санкций, в результате чего список стран, с которыми начал торговать Иран, расширился. Таким образом, при сокращении товарооборота в 2017 году временное соглашение о ЗСТ должно простимулировать торговлю между странами союза и исламской республикой.
Из числа участников ЕАЭС в более активном сотрудничестве с Ираном заинтересована не только Россия, отметила заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елена Кузьмина. Работа с Тегераном привлекает и прикаспийский Казахстан, и Белоруссию, которая стремится диверсифицировать свою внешнюю торговлю, и Армению, которая граничит с Ираном и уже имеет с ним свободную экономическую зону «Мегри».
— На этой территории активно развивается международный транспортный коридор «Север–Юг» (МТК «Север–Юг», проект о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении товаров с таможенными службами Азербайджана, Индии, Ирана, Казахстана и Туркменистана. — «Известия»). Поэтому в ЗСТ с Ираном заинтересована не только Россия, но другие страны ЕАЭС. Сейчас вопрос заключается в том, чтобы иметь достаточно юридически проработанное экономическое сотрудничество, — сказала «Известиям» Елена Кузьмина.
Временное соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном было подписано 17 мая 2018 года на полях Астанинского экономического форума. В соответствии с документом союзу предоставят тарифные преференции на сельскохозяйственную продукцию, кондитерские изделия, а также металлы, косметику и отдельные виды механического оборудования. Для Ирана будут снижены пошлины на овощи, фрукты, строительные материалы, посуду, ковры и некоторые изделия из цветных металлов. Ввозные пошлины на промышленные товары для этой страны снизят с 22,4 до 15,4%, для государств союза — с 8 до 4,7%, а на сельскохозяйственную продукцию — с 32 до 13,2% и с 9,6 до 4,6% соответственно.