Систему экстренного вызова оперативных служб «112» необходимо перевести на отечественное программное обеспечение. Об этом сказано в методических рекомендациях МЧС для регионов. Сейчас в большинстве субъектов сотрудники службы работают в том числе и на импортном софте. Это небезопасно и чревато неудобствами, если необходимо, например, доработать программу, отмечают эксперты. Однако в первую очередь нужно улучшать работу самой системы-112, которая пока слабо развита и действует не во всех регионах.
О необходимости перейти на отечественное ПО сказано в методических рекомендациях по развитию системы-112. Документ, с которым ознакомились «Известия», подготовлен для администраций регионов (по закону «О защите населения и территорий от ЧС...» созданием, эксплуатацией и развитием системы занимаются власти субъектов).
Сейчас в большинстве регионов, где создана система-112, в ее работе «в той или иной мере используется происходящее из иностранных государств ПО», сказано в рекомендациях МЧС. Переход на отечественное офисное программное обеспечение предусмотрен правительственным планом на 2016–2018 годы. Органам исполнительной власти субъектов и другим госструктурам необходимо сделать это до конца 2020 года, напомнили в МЧС. Переход на отечественное ПО необходимо предусмотреть в региональных планах информатизации и других документах, сказано в рекомендациях.
В Минкомсвязи уточнили, что речь идет об офисных программах, а все прикладное ПО, которое обеспечивает деятельность системы-112, — отечественного производства.
Справка «Известий»В июне этого года федеральным органам власти продлили срок полного перехода на отечественное ПО и антивирусы до 2020 года (ранее планировалось завершить работу в декабре 2018-го). До того как устанавливать отечественный софт на компьютеры госслужащих, нужно провести его тестирование. Также необходима централизация закупок, соответствующие предложения должны представить Минкомсвязь совместно с Минфином, сказано в постановлении правительства от 8 июня 2018 года.
В реестре российского ПО более 4,5 тыс. отечественных программных продуктов — от операционных систем до почтовых приложений и антивирусов. В начале 2018 года Минобороны приняло решение перевести все служебные компьютеры на отечественную операционную систему Astra Linux. Постепенно на отечественное ПО переходят Минкомсвязь, Минобрнауки (Минпросвещения и Миннауки) и другие ведомства.
Создание системы экстренного вызова оперативных служб по единому номеру «112» началось в 2013 году. Это номер для связи с полицией, скорой, МЧС, аварийной службой газовой сети и другими. На «112» можно звонить даже в том случае, когда в телефоне нет сим-карты, отсутствуют деньги на счете или номер заблокирован.
Создание системы финансируется за счет средств федерального и региональных бюджетов, сказано в документе МЧС. В 50 субъектах она развернута в полном объеме, в остальных работа находится в завершающей стадии. Однако в постоянную эксплуатацию система-112 введена только в 12 регионах, в том числе в Татарстане, Московской области, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае.
Перевод системы на отечественное ПО займет несколько лет, считает аналитик «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин. Он отметил, что на ее создание в 2013-2017 годах в рамках федеральной целевой программы выделили 11,5 млрд рублей.
Работа на зарубежном ПО всегда связана с рисками, полагает член Совета по законодательному обеспечению цифровой экономики при председателе Госдумы Павел Эгейс. Кроме того, любому софту нужно регулярное обновление. В случае введения дополнительных санкций со стороны США и европейских государств оно может быть прекращено. Это скажется на безопасности хранения данных и функционировании всей информационной системы, полагает эксперт.
В первую очередь необходимо обеспечить стабильную работу самой системы-112, отметил председатель независимого профсоюза работников скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков. Она пока слабо развита, и возникают проблемы с перенаправлением звонков в нужные службы, добавил он.
"Адаптация населения к использованию номера «112» ... требует времени. Для повышения уровня доверия к возможностям системы-112 требуется дальнейшее совершенствование ее функционала... необходимо повышать профессиональный уровень подготовки операторского персонала", - сказано в методических рекомендациях МЧС. Кроме того, нужно завершить модернизацию «инфраструктуры местных сетей фиксированной связи, находящихся в собственности ПАО «Ростелеком», для ввода номера «112» на всей территории Российской Федерации».
В МЧС не смогли предоставить оперативные комментарии.