Минэкономразвития выступило против введения «зеленого тарифа»

Ведомство Алексея Улюкаева намерено защитить бизнес от новой системы платежей
Арсений Погосян
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Летом министерствам было поручено продумать возможности субсидирования стройки мусоросжигательных заводов «Ростех» Сергея Чемезова за счет введения «зеленого тарифа», то есть через рост цен на электричество для оптовых потребителей. На предложение откликнулись в Минэнерго, которое одобрило предоставление тарифа, но Минэкономразвития выступило резко против: по мнению ведомства, в проекте нет ни экологического, ни экономического смысла.

Согласно отправленному в правительству заключению Минэкономразвития (есть у «Известий), электричества в России и так с избытком.

«Учитывая, что в Единой энергетической системе России существует избыток мощности порядка 20 ГВт, а вырабатываемая на мусоросжигательных заводах (согласно данным проектов) электрическая энергия гораздо дороже, чем вырабатываемая на традиционных источниках энергии, потребители на оптовом рынке электрической энергии и мощности, по мнению Минэкономразвития России … не должны нести дополнительную финансовую нагрузку за мероприятия по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе за сортировку ТКО», — сказано в заключении.

Кроме того, сжигание мусора может существенно навредить экологии, опасаются в министерстве. В конце 2014 года, когда был приняты поправки к закону 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Россия начала движение к экологичной и доходной системе утилизации мусора посредством его переработки, возвращаться к сжиганию мусора никто не планировал, поясняет источник «Известий» в Минэкономразвития.

Пока профильные министерства так и не получали точных параметров заводов, а без них понять, будут ли заводы экологичны или нет, нельзя, продолжает он. Если заводы «Ростеха» будут построены без комплексов предварительной сортировки мусора и сжигаться будет подчистую всё, это существенно навредит экологии регионов, говорится в отзыве Минэкономразвития.

Проектом строительства мусоросжигательных заводов занимается компания «РТ-Инвест» — 25,01% в ней у «Ростеха», остальные 74,99% — у ООО «Царицын Капитал», которое принадлежит гендиректору «РТ-Инвеста» Андрею Шипелову и владельцу мусорного оператора из Нижегородской области Вадиму Агафонову. Представители «РТ-Инвеста» утверждали, что предварительная сортировка все-таки будет, об этом же говорили и в Министерстве экологии Московской области. Впрочем, сортировка обострит проблему высокой цены вырабатываемого на заводах электричества, создание «сортировочного производства существенно увеличивает капитальные затраты данных проектов», считают в Минэкономразвития.

Обычно увеличение капзатрат на регулируемых рынках (в основном это касается сферы ЖКХ) приводит и к увеличению самого тарифа. Если новый тариф распространить на всю ценовую зону, в которой находится мусоросжигающий завод (в России таких две — Европейская часть России до Урала включительно и Сибирь; Дальний Восток с несколькими субъектами РФ, включая Крым, относятся к неценовым зонам, у них свои тарифы), то стоимость электричества для крупных промышленных потребителей не поднимется выше 2–2,5%, обещали в «РТ-Инвесте». Но месяц назад стало очевидно, что рост будет больше. Расчет итогового тарифа проводит Минэнерго совместно с подведомственной отраслевой ассоциацией «НП Совет рынка».

Кроме того, Минэкономразвития предупредило правительство, что принять окончательное решение о предоставлении «зеленого тарифа» нельзя, пока сами заводы не предоставят сведения о капитальных и эксплуатационных затратах и не будет рассчитана нагрузка на оптовый и розничный рынки потребителей, а также ущерб для экологии. Не имея на руках этих параметров и подзаконных актов Минприроды по механизму ценообразования, «НП Совет рынка» расчеты произвести не может, сообщили «Известиям» в этой организации.

Все требуемые расчеты капитальных затрат были направлены в Минэнерго, утверждает представитель «РТ-Инвеста». При этом формат каждого из заводов и точные затраты на них будут известны только после того, как будут утверждены территориальные схемы обращения с отходами (готовятся в каждом из регионов РФ), в них власти прописывают всю будущую инфраструктуру региона по сбору и обработке отходов. Как сообщало Министерство экологии и природопользования Московской области, схема будет утверждена в будущем году.

По словам представителя НП, для оценки капзатрат таких заводов и тарифа требуется также привлечь «неэнергетических» консультантов, «как в свое время это было сделано для оценки капексов (англ. Capital Expenditure, CAPEX — капитал, использующийся компаниями для приобретения или модернизации физических активов: жилой и промышленной недвижимости, оборудования, технологий. — «Известия») других объектов возобновляемой энергетики».

— При этом также очевидно, что члены нашей ассоциации не будут поддерживать и тем более инициировать такую работу из-за принципиального несогласия с распространением на мусоросжигательные заводы механизма поддержки за счет рынка электроэнергии и мощности, — добавил представитель «Совета рынка».

Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов признавался, что без «зеленого тарифа» или какой-либо поддержки со стороны бюджета заводы неокупаемы. Одного «зеленого тарифа» для запуска заводов «Ростеху» действительно мало — Чемезов и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев просили президента Владимира Путина также направить на нужды госкорпорации, предусмотренные 458-ФЗ, новые экологические сборы для бизнеса — их производители и импортеры продовольствия должны будут платить, если не захотят строить заводы по переработке ТКО за свой счет. В Подмосковье «Ростех» планировал запустить к 2020 году три завода мощностью по 700 тыс. т отходов, еще один может появиться в Татарстане.

«Вместе с тем в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» поступление экологического сбора в доход федерального бюджета не предусмотрено. Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса предоставления субсидий за счет экологического сбора является преждевременным», — указано в заключении Минэкономразвития на проект.

Ставки экосбора уже разработаны Минприроды, но пока не прошли оценку регулирующего воздействия — по информации «Известий», Минэкономразвития пытается оспорить предложенные ведомством Сергея Донского ставки. Если постановление вступит в силу в нынешнем варианте, то в 2016 году бизнес будет вынужден, по оценкам Минэкономразвития, заплатить в бюджет 30,3 млрд рублей.

«Ростеху» будет достаточно, если власти утвердят хотя бы одну субсидию из двух — или повысят тариф, или отдадут экосборы, утверждает близкий к «Ростеху» собеседник «Известий».

Сжигающими заводами экологические проблемы в намеченных регионах (Подмосковье и Татарстан) не решить — логичнее там строить перерабатывающие заводы, параллельно развивая систему раздельного сбора отходов, предлагают в Минэкономразвития. По мнению ведомства, в России уже «существуют отечественные производители оборудования по переработке ТКО и реализуются проекты, превосходящие по экономической эффективности и экологической безопасности проекты по термическому обезвреживанию ТКО».

Решение о применении экосборов как меры, стимулирующей производителей к утилизации мусора, принималось для создания отрасли переработки, а не сжигания мусора, напоминает председатель правления ОАО «Отраслевой оператор по обращению с отходами» Дмитрий Тукнов. По его мнению, направление экосборов на оплату сжигания мусора было бы алогично и цинично.

— Экосбор тоже влияет на конечную стоимость продукции для потребителей. Но если вдобавок к нему ввести «зеленый тариф», получается, потребитель будет платить за сжигание мусора дважды, — замечает он.

По мнению эксперта, спора министерств и строительства сжигающих заводов можно было бы избежать, если бы всю систему обращения с отходами в России выстраивало меньше ведомств и госкомпаний. Минстрой ранее активно выступал за создание специального ведомства по вторичному сырью — Росвторресурса, по информации «Известий», идею ведомства поддержал и Минпромторг.