Спустились с небес на землю

Валентина Долгошеева

Российские аэропорты подвели итоги работы в 2014 году. Для них прошлый год оказался успешным, хотя IV квартал и стал непростым для всей гражданской авиации. Как отмечают специалисты, снижение объема авиаперевозок пассажиров, которое негативно повлияло на работу отрасли в целом уже сейчас, продолжится и в 2015 году.

Однако работа аэропортовых комплексов не так сильно зависит от этого показателя, как, скажем, деятельность самих авиакомпаний. В прошлом году большинство аэропортов показало более внушительный рост перевозок на внутренних линиях и умеренный — на международных. Всего российские авиакомпании перевезли около 90 млн пассажиров. Стабильно растут показатели аэропортов Московского авиационного узла и Санкт-Петербурга. А среди лидеров — аэропорты компании «Базэл Аэро» (Сочи, Краснодар, Анапа, Геленджик), которые в 2014 году обслужили более 7,7 млн человек, что на 25% больше, чем в 2013 году.

На гребне воздушной волны

Оно и понятно: столько людей, сколько в прошлом году посетило Сочи, международный аэропорт этого города не видел давненько. «В «олимпийский» период, с 7 января по 18 марта, аэропорт Сочи встретил около 615 тысяч пассажиров, — отметил генеральный директор «БазэлАэро» Леонид Сергеев. — Это пятая часть всего пассажиропотока 2014 года! При этом во время Паралимпийских игр сотрудники аэропорта обслужили более 1500 пассажиров с ограниченными возможностями». Развитие курортов Краснодарского края привело к тому, что в 2014 году услугами местного аэропорта воспользовались более 3,4 млн человек. Количество пассажиров на внутренних направлениях составило около 2,5 млн, на международных — более 926 тыс. человек. «После проведения масштабной реконструкции, которая не прекращалась в течение всего прошлого года, пропускная способность краснодарского аэропорта увеличилась в три раза — до 1700 пассажиров в час», — подчеркнул Леонид Сергеев.

В прошлом году введен в эксплуатацию совершенно новый аэропорт на южнокурильском острове Итуруп. Как сообщили в Росавиации, реконструированы взлетно-посадочные полосы в Махачкале, Владикавказе, Липецке, Николаевске-на-Амуре. В рамках государственно-частного партнерства проводится модернизация аэровокзальных комплексов в нескольких городах — Нижнем Новгороде, Саранске, Калининграде, Ростове-на-Дону. Все преобразования должны быть завершены к 2018 году, когда российские регионы примут матчи чемпиона мира по футболу.

«В Саранске ведутся работы по проектированию нового пассажирского терминала на 275 пассажиров в час и по устройству временного терминала для обеспечения максимальной пропускной способности в дни проведения матчей (1360 пассажиров в час), а также реконструкция топливозаправочного комплекса, — рассказал Алексей Меркушкин, зампред правительства Республики Мордовия. — После завершения всего комплекса мероприятий аэропорт сможет принимать самолеты класса Boeing 737 и Airbus A-320, а также будет соответствовать стандартам ИКАО (международной организации гражданской авиации) и получит статус международного». Также в саранском аэропорту планируется провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы, построить новую рулежную дорожку, модернизировать светосигнальное и аэронавигационное оборудование, систем безопасности и управления воздушным движением.

Попасть под крыло

Однако футбольных фанатов готовятся встречать лишь десять регионов, которым на реконструкцию и модернизацию аэропортов из бюджета выделены деньги отдельной строкой. Большинству же аэрокомплексов на подобную крупную удачу рассчитывать не приходится — всем попасть под крыло государства не удастся. Хотя есть еще «счастливчики» — это социально значимые аэропорты с малой интенсивностью пассажиропотока. Имущество этих аэропортов передано в оперативное управление федеральным казенным предприятиям (ФКП), которых на территории РФ организовано всего восемь: «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Севера», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорт Сахалина», «Аэропорты Красноярья», «Аэропорт Амдерма», «Аэропорт Кызыл», «Аэропорты Дальнего Востока».

В целом, как отмечают аналитики, картина по стране неоднозначная: одни аэропорты благодаря крупным международным событиям или щедрым инвесторам модернизируются быстрее и успешнее. Другие пока что переживают не лучшие времена. «Во-первых, и социально-экономическое положение в разных регионах сильно разнится. Очевидно, что там, где уровень экономической активности населения выше, там выше и спрос на авиаперевозки, что, в свою очередь, влечет запрос на улучшение и развитие аэропортовой инфраструктуры, — рассуждает Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям компании «Аэропорты Регионов». — Однако даже в достаточно развитых регионах уровень развития и обновления аэропортов неодинаков — и это вторая причина: политика собственника». По его словам, если собственник — регион, то аэропорт, как правило, не может рассчитывать на серьезные инвестиции в кардинальное обновление (строительство новых терминалов и инфраструктуры) в силу ограниченных возможностей бюджета. Но и в приватизированных аэропортах картина может отличаться: одни частные собственники вкладывают многомиллиардные инвестиции в реконструкцию и строительство новых объектов, доводя аэропорты до международного уровня, другие же предпочитают выжимать прибыль из имеющейся старой инфраструктуры.

«Аэропорт является не столько имиджевой «визитной карточкой», сколько важным элементом транспортной инфраструктуры, позволяющим значительно ускорить доставку пассажиров и груза, — считает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт». — Современная экономика требует высоких скоростей, минимизации простоев, поэтому авиационный транспорт и, как следствие, аэропорты будут неизменным атрибутом процветающего в экономическом плане региона». Однако, по мнению эксперта, важно соблюдать баланс между удовлетворением реальных потребностей и издержками на создание аэропортовой инфраструктуры. Поэтому современный аэропорт должен быть высокотехнологичным, эффективным, но, что очень важно, — соразмерным тем пассажиро- и грузопотокам, которые ему предстоит обслуживать. «К сожалению, стоит признать, что во многих регионах аэропорт воспринимается не как самостоятельный бизнес-проект, а как знак богатства или открытости региона. Это ошибка, которая обходится налогоплательщикам как минимум в сотни миллионов, а то и в миллиарды рублей», — отметил Олег Пантелеев.

Пристегните ремни

Как сообщили в Росавиации, из приоритетных планов на нынешний год — продолжение модернизации аэропортовой инфраструктуры городов — участников мундиаля, а также завершение реконструкции уфимского аэропорта, который в скором времени будет принимать гостей и участников саммита ШОС и БРИКС. Планируется продление действия всех пяти программ субсидирования региональных пассажирских авиаперевозок. «В 2015 году произойдет ряд важных событий в отрасли, и пассажиры их по достоинству оценят. В Санкт-Петербурге откроется после реконструкции терминал «Пулково-1». В Самаре рейсы будут переведены в открытый совсем недавно новый терминал. Обновления будут в Анапе, Архангельске, Перми, Ростове-на-Дону, Симферополе, Тюмени, Уфе — всех перечислить нельзя. Лидерами являются (и останутся) Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Краснодар. «Наступают на пятки» Уфа и Самара, Ростов-на-Дону, Симферополь и Сочи», — резюмировал Олег Пантелеев.

Кроме того, 2015 год станет годом реализации проекта «Открытое небо» в Сочи, в рамках которого турецкие авиакомпании Turkish Airlines и Pegasus объявили о начале полетов из Сочи в Стамбул и Трабзон. Следующим этапом станет запуск в июле 2015 года регулярных рейсов иранской авиакомпании Mahan Air из Тегерана в Сочи, а также налаживание регулярного авиасообщения с Китаем. «Проведен ряд многоуровневых переговоров более чем с 20 авиакомпаниями Европы и Азии, — рассказал Леонид Сергеев. — Китайские и иранские туроператоры и авиаперевозчики выразили заинтересованность в организации полетов для отдыха их сограждан в «олимпийской» столице. Руководство «БазэлАэро» регулярно принимает участие в поездках делегации Сочи в различные страны мира, во время которых чиновники и представители бизнеса обсуждают перспективы сотрудничества с авиакомпаниями и туроператорами».

Надо отметить, что на государственном уровне уже задумались о введении безвизового въезда в Сочи на определенный отрезок времени (на 72 часа и более). В случае принятия соответствующего документа «олимпийская» столица может надеяться на увеличение турпотока иностранцев, которые захотят увидеть объекты Олимпийских игр и оценить возможности использования постолимпийского наследия. «В Сочи мы следуем тренду по переориентации на Восток, который набирает обороты практически во всех областях экономики, в том числе в туристической отрасли, — подчеркнул Леонид Сергеев. — В то же время одной из наших глобальных задач по поддержанию уровня пассажиропотока во всей группе аэропортов станет привлечение большего числа туристов не только в Сочи, но и в Краснодарский край в целом».