Президент России Владимир Путин 16 октября выступил на заседании международного форума «Российская энергетическая неделя». Основные цитаты — в материале «Известий».
О ситуации в мировой энергетике
Мы, безусловно, рады вновь принимать в Москве руководителей ведущих мировых компаний, специалистов, экспертов для предметного, содержательного разговора об изменениях топливного комплекса.
Такой диалог особенно важен в условиях интенсивных, фундаментальных изменений глобального рынка — такой этап проходят сегодня энергетические и сервисные компании, поставщики и потребители энергоресурсов и даже целые государства. Первым вызовом является перенастройка мировых энергетических связей, в некоторых случаях она носит естественный, объективный характер — ну просто появляются новые экономические центры. Но в некоторых случаях она связана с искусственной, агрессивной ломкой, с агрессивными и весьма напористыми действиями некоторых западных элит.
На мировом энергетическом рынке идет объективное переключение цепочек энергопоставок. Переключение логистики в сторону Глобального Юга, динамичных стран АТР, Африки, Латинской Америки, причем с более надежными маршрутами, новыми хабами и портами. Потребности покупателей растут — растет мировая экономика год от года, темп меняется.
Об отказе ЕС от российского газа
Как вы знаете, многие европейские страны под политическим давлением отказались от покупки российских энергоносителей. Уже отмечал, к чему ведет такой отказ для самих западных государств и для их производственного потенциала. Объем промышленного производства в европейской зоне остается на 1,2% ниже значений 2021 года.
Последствия этих действий мы наблюдаем в том же Евросоюзе, в том числе падение промышленности и рост цен из-за более дорогих заокеанских нефти и газа, снижение конкурентоспособности европейских товаров.
Об обеспечении газом
Россия наращивает и внутреннее потребление газа: за пять лет проложено около 100 тыс. км сетей газораспределения. Уровень газификации приближается в РФ к 75% и будет расти дальше. Продолжается программа социальной газификации. За четыре года почти 1 млн домовладений в России получили доступ к трубопроводному газу. Ожидаем, что в перспективе их количество вырастет еще на 2 млн. Необходимо создать современную систему цифрового управления энергообеспечением регионов.
О двигателях внутреннего сгорания
Прежние планы по отказу от двигателей внутреннего сгорания реалистично сдвигаются вправо. Пользуются же машинами, которые ездят на бензине, и будут пользоваться еще долго. Да, появляются электродвигатели, но электричество нужно откуда-то взять, оно же не из розетки появляется. Его надо произвести из чего-то — из топочного мазута, угля и так далее.
О подрыве «Северных потоков»
Подрыв «Северных потоков» и отказ ЕС от газа из России лишь ускорили смену вектора поставок российского газа.
При этом в Европе спрос на газ сегодня ниже уровня 2019 года, это связано с падением уровня промышленного производства.
О добыче и производстве нефти
Россия сохраняет позицию одного из ведущих производителей нефти, несмотря на использование против нас механизмов недобросовестной конкуренции. Мы обеспечиваем около 10% мировой добычи и ожидаем, что в этом году у нас будет добыто 510 т нефти.
По оценке, мировой спрос на нефть составит 104,5 млн баррелей в сутки — на миллион с лишним больше, чем в прошлом году.
О доле угля на мировом рынке
Уголь по-прежнему занимает весомую долю в мировом энергобалансе. Угольный рынок останется значимым на десятилетия вперед, поэтому правительству важно настраивать инструменты поддержки угольной отрасли.
Об атомной энергетике
Российский энергобаланс — один из самых «зеленых» в мире. 87% энергии в РФ вырабатывается с минимальным, нулевым углеродным следом.
При этом «Росатом» занимает около 90% глобального рынка сооружения атомных станций. Только Россия обладает компетенциями по всей цепочке в ядерной энергетике. По всему миру построено 110 атомных энергоблоков российского дизайна. Малые АЭС, кроме России, сегодня никто не строит.
Атомная генерация появится на Дальнем Востоке и в Сибири.
О выработке электроэнергии и тарифах
Выработка электроэнергии в мире удвоится, причем около 85% будет формироваться за пределами так называемых развитых экономик — в странах Глобального Юга.
Российская энергосистема — одна из крупнейших в мире. Наши объекты генерации имеют общую установленную мощность почти 270 гВатт, и этот огромный комплект работает стабильно и четко.
Вместе с тем у нас отмечаются локальные дефициты электроэнергии, прежде всего в районах, где строятся крупные индустриальные транспортные и логистическое проекты. Нужно покрывать этот дефицит за счет развития электросетей, обновления парка, генерирующего оборудования ввода в строй новых электростанций. При этом подчеркну, что затраты энергетический компаний не должны механически перекладываться в тариф на плечи потребителей. Необходимы более гибкие решения, включая нормативные инновации, управление спросом на электроэнергию, механизмы поддержки инвестиций в ТЭКе.
И, конечно жду от правительства России предложений на этот счет. Там, где есть доступная энергия, там будут появляться и современные производства, будут развиваться отрасли, новые экономики. Туда будут притекать капиталы, технологии и квалифицированные кадры.
Россия намерена укреплять свои позиции как мирового энергетического лидера, развивать партнерские отношения для постройки справедливой и устойчивой модели глобальной энергетики в интересах будущих поколений. И очень рассчитываю, что проведение энергетической недели внесет большой вклад в эту совместную по сути дела работу.
Затраты энергокомпаний не должны вкладываться в тариф для потребителей.
Об особенностях современной энергетики
Особенность современной энергетики, а точнее, вызов — технологический суверенитет страны. Элиты западных стран отказались обслуживать оборудование для ТЭКа, поставленное в России. Лишний раз страны показали, что являются ненадежными партнерами, а их действия связаны с политической конъюнктурой. Западные технологии и оборудование для ТЭКа могут оказаться в любой момент недоступными по геополитическим соображениям не только для России, но и для всего мира. Это мы должны учитывать. Нужно активно менять статус стран — производителей энергоресурсов, от покупателей оборудования к статусу технологических лидеров, формировать на национальном уровне технологический суверенитет от добычи и переработки ресурсов до транспортировки готовой продукции.