Вкус родноверия: как российское вино меняет ресторанные карты страны

Россияне не спешат пить родное вино
Дмитрий Алексеев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В России происходит заметный сдвиг в ресторанной винной культуре. По данным Роскачества и проекта «Винный гид России», в винных картах общепита доля отечественных винодельческих позиций превысила 15% и продолжает увеличиваться. Об этом «Известиям» рассказали представители национальной системы мониторинга качества товаров в РФ. Эта инициатива Минсельхоза и Минпромторга по аудиту винных карт нацелена на еще более активное продвижение российских брендов, а рестораторы и виноделы уже делятся взглядом на перемены. Но есть много противоречий, а реальность, как всегда, дальше от наших желаний. Подробности — в материале «Известий».

Патриотический портрет гостя

Эксперты «Винного гида России» провели аудит количества российских вин в картах сетевых ресторанов. Исследование, оценившее 16 сетей с общим количеством заведений более 300 по всей стране, определило лидеров по работе с отечественными винами. В рамках данного проекта по инициативе Минсельхоза и Минпромторга России проводится аудит винных карт заведений общественного питания. Его цель — изучить, как представлено в ресторанах и кафе российское вино, какую долю оно занимает от общего числа вин и делается ли на него акцент в коммуникациях заведений после вступления в силу ГОСТ Р 71775-2024, который ввел рекомендации по доле российских вин в 20% и их представлению на первых страницах в картах ресторанов.

— Мы констатируем, что профиль российского ресторанного гостя значительно изменился: он стал более вдумчивым, осведомленным и ценящим локальные продукты, — заверили «Известия» в Роскачестве. — На смену безоговорочному предпочтению импортных брендов пришел прагматичный интерес к отечественным альтернативам. Современного гостя ресторанов интересуют история продукта и новый опыт, а не просто статус, и здесь ключевую роль играет рекомендация сомелье.

И пусть скепсис в отношении неоднородности качества еще остается, переход от любопытства к осознанному предпочтению уже состоялся, добавили там.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Что касается российских вин премиум-сегмента, можно наблюдать растущий интерес как со стороны гостей, так и самих рестораторов, добавляют в организации.

— Представляется, что профиль гостя ресторана за последние два–три года стал более рациональным и лояльным к отечественным винам, в том числе в премиальном сегменте, — отмечает президент «Ассоциации кавистов России», основатель исследовательской компании Ratingtelling Алексей Соловьев. — Решающим остается не «патриотическая покупка», а компетентная рекомендация и соответствие стилю кухни.

В заведениях, где есть сомелье и выстроена винная культура, российские позиции давно заняли стабильные места в картах, подчеркивает он. В концептах без сомелье переход идет медленнее, но он неизбежен по мере появления точечно подобранных вин под гастрономию заведения, сказал Соловьев.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика», председатель Союза фермерских винодельческих хозяйств Геннадий Опарин подчеркивает, что с точки зрения крупных ресторанов, удорожание импорта ради пользы для дистрибуции российской продукции всё же пока не критично: закупочная цена бутылки выросла на сотни рублей при конечной стоимости от 2 до 15 тыс. рублей.

— Хотя для премиального сегмента это малозаметно, однако в винодельческих регионах, таких как Крым и Краснодарский край, доля отечественных вин уже близка к безоговорочному доминированию, — говорит он.

Гендиректор «Фанагории» Петр Романишин замечает, в свою очередь, что чем дальше на север, тем скептичнее отношение к российским винам в премиум-сегменте.

— В южных регионах вина выделяют в отдельные разделы карт, а в северных зачастую считают, что российское не может быть дорогим, — сетует эксперт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Он полагает, что, к сожалению, массовый российский посетитель ресторанов пока не готов отдавать безоговорочное предпочтение отечественным винам.

— Тенденция очень медленно меняется, — говорит глава «Фанагории». — Рестораны в карту пока ставят бюджетные позиции, которые дают объем, то есть замену дешевым позициям, например, импортным игристым.

При этом на юге и в Москве в топ-сегменте ценовая политика схожа, но южные рестораны чаще усиливают локальные позиции за счет прямого контакта с винодельнями и туристами, объясняет Соловьев. В туристических городах увеличивается доля подач по бокалам и тематических подборок, что упрощает знакомство с разными марками, отмечает он.

Адаптация винных карт

Член правления Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР), владелец «Абрау-Дюрсо» Борис Титов считает, что основой роста отечественного винного рынка в последнее время стала не только смена вкусов потребителей, но и сильный акцент на региональную идентичность и локальное производство.

— Южные регионы России, такие как Краснодарский край и Крым, показывают наилучшие результаты благодаря развитию гиперлокальных винных предложений, которые высоко ценятся равно туристами и местными жителями, — сказал представитель отрасли виноделия.

При этом сокращение импорта подтолкнуло к переразметке карт: больше отечественных позиций, короче листы, быстрее ротация, акцент на парные сет-меню, комментирует Соловьев. Российские вина стали опорой, но себестоимость растет, и часть нагрузки переходит в конечную стоимость, отмечает он.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Винный эксперт Вадим Мартынюк замечает, что премиальные отечественные вина чаще являются украшением карт и выбором для коллекции, нежели повседневной покупкой.

— Аудитория этих вин — люди, уже знакомые с российским виноделием и желающие пробовать новые образцы, — отмечает он.

Однако Геннадий Опарин указывает, что пока еще, к сожалению, рост качества российского вина, по сути, всё же никак не влияет на степень представленности российских вин в ресторанах и кафе.

— Какие-то отдельные рестораны действительно за это даже борются, но у меня в целом большие сомнения, — говорит он. — Ресторанная система на самом деле структура довольно закрытая. Сомелье, работающие в ресторанах, входят в определенный круг: чьи-то вина берут, потом отказывают, потом снова принимают — и всё это, как правило, не без материального интереса. Прежде всего «за деньги» можно попасть в их винную карту, в зависимости от ресторана, конечно. А иногда это делается по протекции или через административный ресурс.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По его словам, основная прибыль уходит дистрибьюторам вин, которые делят резкую наценку вместе с ресторанами, а производителю остается маленькая толика. Так что в итоге всё зависит в первую очередь от рестораторов и от поставщиков, которые поставляют вино в рестораны, сказал он.

Председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров, ресторатор Сергей Миронов отмечает, что несмотря на поддержку от государства — субсидии, акцизы и так далее — это никак не отражается на цене вина, которое поступает в рестораны.

— Сегодня компании, поставляющие вино в заведения, нередко устанавливают стоимость даже выше, чем на то же вино в магазинах. По сути, они пользуются тем, что рестораны стремятся наполнить свои карты российскими позициями, и заметно завышают цены, — констатирует собеседник «Известий».

По его словам, сама ситуация сейчас неоднозначная: на деле импортные вина по большому счету никуда не исчезли — они по‑прежнему присутствуют на рынке, просто подорожали из-за роста логистических расходов и пошлин.

Импорт и конкуренция

— Винодельни пока борются между собой за место в карте, а не с импортом, — говорит Романишин. — Есть большой спрос на игристые и премиальные позиции, особенно уникальные серии.

Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин указывает на высокие ресторанные наценки, превышающие 300%.

— В этих условиях говорить о спасении за счет цены на российское вино не имеет смысла. Гораздо важнее наличие эксклюзивного ассортимента, — сетует он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По оценкам экспертов, российское вино уже стало важной частью ресторанных карт, но его продвижение требует системной работы и долгосрочной поддержки. Разнообразие регионов, изменение профиля гостя, адаптация к новым экономическим условиям и государственные меры создают условия для укрепления отечественного виноделия на рынке.

— Субсидии и информационные кампании работают на узнаваемость, поэтому устойчивый эффект возможен только при инвестициях в закупщиков, сомелье, кавистов, — объясняет Алексей Соловьев.

Эксперт Росбиотеха Антон Никитенко подчеркивает, что «Дни российского вина» и законы о виноградарстве всё-таки формируют доверие к отечественным маркам.

— Рестораторам удобнее включать российские позиции благодаря их доступности, улучшенному качеству и поддержке государства, — уверен он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Сооснователь Ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь», представитель «Деловой России» Олег Николаев акцентирует внимание на мерах государственной поддержки.

— Пропаганда и субсидии становятся ключевыми для продвижения. Пример Франции и Италии доказывает, что вложения государства в имидж своих вин — это стратегический шаг, — подчеркивает он.

Справка «Известий»

Пресс-служба Росалкогольтабакконтроля сообщает, что производство вина за последние четыре года выросло на 12,4%, игристого — более чем на 36%. Доля отечественной продукции на полке увеличилась с 11,3% в 2021 году до 13,6% в 2025 году, а уровень качества стремительно растет.

«Известия» направили запрос в пресс-службу Минсельхоза, но на момент публикации ответ не поступил.