С 2021 по 2025 год предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в машиностроении, смогли увеличить общий объем доходов почти вдвое — до уровня 4,6 трлн рублей, сообщили в пресс-службе Корпорации МСП. Какие риски и вызовы остаются для МСП в отрасли машиностроения в ближайшие годы, а также может ли сохраниться такой высокий темп роста, разбирались «Известия».
Влияние на экономику
Стратегия развития станкоинструментальной промышленности РФ до 2035 года фиксирует ключевые вызовы отрасли: дефицит квалифицированных кадров, недостаток инвестиций и передовых технологий, ограниченные возможности удовлетворения потребностей заказчиков и несоответствие продукции их ожиданиям, сообщили «Известиям» в Минпромторге.
Для преодоления этих проблем Министерство в рамках нацпроекта «Средства производства и автоматизации» уже реализует меры поддержки: стимулирует разработку и производство отечественных решений в станкостроении, повышает спрос на российскую продукцию и развивает систему подготовки специалистов по обновлённым программам среднего и высшего образования с учётом потребностей предприятий отрасли.
В 2024 году машиностроительная отрасль обеспечила экономике России примерно 17 трлн рублей, что эквивалентно 9% валового внутреннего продукта. Ранее показатели были меньше: в 2023-м объем составлял около 14,4 трлн рублей, в 2022-м — приблизительно 11,3 трлн, а в 2021-м — порядка 10,7 трлн.
Финансовые результаты малого и среднего бизнеса в машиностроении развиваются темпами, близкими к динамике общего промышленного производства страны, заявил «Известиям» Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП. В связи с этим делаются прогнозы о возможности сохранения позитивного тренда в дальнейшем росте отрасли. При этом, как и во многих других сегментах экономики, здесь сохраняется вероятность колебаний рыночной ситуации. Однако предприниматели небольшого масштаба за последние годы доказали способность быстро адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, а также оперативно перестраивать производственные процессы, учитывая новые потребности.
— Сейчас рост машиностроительной отрасли в России происходит в разных направлениях, включая развитие не только внутреннего рынка, но и экспорта. Среди таких поставщиков немало предприятий малого бизнеса, производящих, например, электроизмерительное оборудование, продукцию для энергетического машиностроения, комплектующие для специальной и строительной техники, — отметил собеседник издания.
Развитию кооперации в машиностроении и, соответственно, росту сегмента, по его словам, способствует возможность поиска заказчиков с использованием цифровых инструментов.
— Так, при содействии Корпорации МСП российские субъекты МСП заключили более 300 сделок с российскими частными и иностранными компаниями, в том числе с использованием сервиса «Производственная кооперация и сбыт» цифровой платформы МСП.РФ. Пятая часть всех заключенных сделок относится к услугам по металлообработке, 9% пришлось на производство автокомпонентов, 7% — на производство промышленного оборудования, 5% — на производство метизов и комплектующих, — рассказал Александр Исаевич.
Спрос и предложение
Почти двукратное увеличение доходов малых и средних предприятий машиностроительной сферы в период с 2021 по 2025 год в значительной мере связано с особенностями внутреннего рынка, сказал «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин. Основным источником такого подъема называют спрос внутри страны, обусловленный политикой импортозамещения и необходимостью модернизации оборудования в стратегически важных сегментах экономики. Российские компании этого уровня все активнее становятся частью цепочек поставок для аграрного сектора, транспортной системы, строительной отрасли и добывающей промышленности, где растет запрос на технику и комплектующие отечественного производства.
— Экспортные поставки также укрепляют позиции компаний. По данным РЭЦ, в последние годы отмечается рост внешнего спроса на российскую машиностроительную продукцию, особенно со стороны стран СНГ, ЕАЭС, а также государств Азии, Африки и Ближнего Востока. Доля малого и среднего бизнеса в этих поставках также постепенно увеличивается, — подчеркнул он. — Однако сохраняется ряд вызовов.
Для предприятий МСП критически важны вопросы доступа к финансированию и технологическому обновлению, напомнил Сергей Катырин. Отдельно стоит проблема кадрового обеспечения — машиностроение традиционно испытывает дефицит квалифицированных специалистов. Кроме того, в условиях санкций остается сложной логистика и интеграция в международные цепочки поставок.
— Дальше реалистичным выглядит выход на устойчивый, но умеренный рост. В этом случае МСП смогут закрепить свои позиции в отрасли, — считает президент ТПП.
Увеличение доходов малых и средних предприятий машиностроительного сектора в последние годы обусловлено совокупностью причин, подтвердил в беседе с «Известиями» Олег Филиппов, директор программ Института управления РАНХиГС. Среди ключевых факторов — появившиеся возможности после ухода зарубежных производителей, что привело к росту интереса к российской продукции из-за отсутствия альтернатив либо слишком высокой стоимости импортных товаров. Заметный вклад внесли меры государственной поддержки, ориентированные на развитие МСП.
— Основным драйвером роста остается внутренний спрос. Ресурсы МСП — человеческие и финансовые — как правило, недостаточны для выхода на международный уровень, — уверен эксперт. — Компании чаще всего работают в узких сегментах внутри отрасли. При этом тенденция к развитию экспорта все же есть. По данным Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии, доля юридических лиц МСП, занятых в поставках продукции на экспорт, выросла до 4,5%. Основными рынками сбыта остаются страны СНГ.
При анализе ситуации необходимо учитывать и возможные угрозы. Начиная с 2022 года значительная доля подъема в реальном секторе, включая малый и средний бизнес, была связана с оборонно-промышленным комплексом. Крупные машиностроительные корпорации получали государственные контракты и передавали часть заказов подрядчикам, среди которых присутствовали МСП. В этой связи сокращение объемов госзаказа в сфере ОПК в дальнейшем способно замедлить темпы развития.
Ранее в Минэкономразвития сообщили, что в обновленном прогнозе на 2025 год министерство повысило оценку роста промышленного производства до 2,6% вместо ранее ожидаемых 2,0%, но одновременно снизило прогноз по инвестициям в основной капитал до 1,7% против 2,1% в прошлой версии.
В то же время в министерстве подчеркнули, что, несмотря на снижение оценки по инвестициям, их рост всё равно остается положительным на фоне высокой базы 2024 года, когда показатель увеличился на 7,4%. В качестве причин корректировок названы структура спроса, динамика производственных мощностей и текущие рыночные условия.