Почему Израиль атакует Сирию из-за друзов. Разбор

Эксперт Балмасов: Израиль небескорыстно хочет защитить друзов в Сирии
Любовь Лежнева
Фото: REUTERS/Khalil Ashawi

Израиль нанес удары по Сирии для защиты общины друзов. Это не первый случай, когда Тель-Авив вступается за эту этническую группу. Вместе с тем израильский интерес к урегулированию внутренних сирийских конфликтов имеет прагматичные причины. С чем именно связано обострение отношений Сирии и Израиля — в материале «Известий».

Друзы в Сирии

• Друзы — уникальная этнорелигиозная группа, чьи корни уходят в начало XI века. Это религиозное течение возникло как ответвление исмаилизма — одной из шиитских школ ислама. Религия друзов закрытая, то есть обращение в нее невозможно, она передается исключительно по наследству.

• Численность друзов невелика, около 1 млн человек по всему миру, и значительная часть проживает в Сирии (более 800 тыс.), Ливане (почти 300 тыс.) и Израиле (свыше 100 тыс.). В Сирии друзы сосредоточены главным образом на юге страны в гористой местности.

• Отношения между друзами и остальным сирийским населением достаточно сложные, периодически возникают конфликты и столкновения. Последнее крупное противостояние произошло в апреле, и тогда тоже вмешался Израиль (подробнее о том конфликте мы писали здесь).

• Участившиеся военные столкновения внутри Сирии связаны прежде всего с отставкой бывшего президента страны Башара Асада в декабре 2024 года. Обстановка в государстве в целом остается достаточно напряженной. Нередки стычки между теми, кто лоялен переходному правительству во главе с Ахмедом аш-Шараа (Джулани), лидером «Хайат Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в РФ), и другими этническими группами, в том числе алавитами и курдами.

• Нередко конфликты возникают из-за экономических трудностей, в том числе дефицита продовольствия. Также случаются стычки между местными самоорганизованными структурами друзов и правительственными войсками или милицией. Эти столкновения часто приобретают форму локальных вооруженных инцидентов. При этом друзы не стремятся к отделению от Сирии или образованию собственного государства, их цель — сохранение культурной самобытности в рамках сирийского государства.

• Новый виток напряженности начался совсем недавно. Торговца овощами, который принадлежит к друзам, похитили и ограбили 11 июля в пригороде города Сувейда. Предположительно, преступление совершили бедуины. В итоге между друзами и бедуинами завязался конфликт, в результате которого погибли десятки людей.

Почему Израиль вмешался

• 16 июля Израиль нанес авиаудары по сирийским военным объектам из-за конфликта между бедуинскими группировками и друзами. Под ударом оказались как районы к югу от Дамаска, так и зоны, прилегающие к резиденции президента и зданию министерства обороны. Также израильские военные планируют перебросить дополнительные подразделения к сирийской границе.

• В минобороны Израиля предупредили, что продолжение агрессии против друзов повлечет серьезные последствия. В Тель-Авиве подчеркивают, что сирийское руководство должно не допускать и пресекать любые атаки на друзские общины. В ответ сирийское руководство заявило, что попытки Тель-Авива дестабилизировать страну и вызвать внутренний раскол обречены на провал. В Дамаске сообщили, что готовы противостоять израильской агрессии и не опасаются возможного военного столкновения.

• Интерес Израиля к защите друзов в Сирии может выглядеть как проявление солидарности с религиозным меньшинством. Однако реальные причины значительно сложнее. В Израиле проживает свыше 100 тыс. друзов, они полноправные граждане страны: служат в армии и участвуют в политике. Это единственная арабоязычная группа в Израиле, для которой обязательна служба в армии. В результате это сформировало уникальные отношения между друзской общиной и еврейским государством. На протяжении десятилетий друзы в Израиле воспринимались как лояльные граждане. При этом такая приверженность часто проецируется и за пределы национальных границ.

• Вместе с тем в израильской поддержке друзов есть и более прагматичные мотивы. Одна из общин сирийских друзов сконцентрирована на Голанских высотах, часть которых де-факто находится под контролем Израиля. С учетом внутренней нестабильности в Сирии Израиль внимательно следит за ситуацией на этих территориях, чтобы при возможности укрепить там свое влияние.

• Кроме того, Израиль имеет стратегический интерес в сохранении стабильности в приграничных с ним зонах. Поддержка друзов на юге Сирии рассматривается как один из способов формирования буферной зоны, лояльной к Тель-Авиву. В условиях, когда на территории Сирии действуют проиранские силы, включая «Хезболлу» и Корпус стражей исламской революции (КСИР), Израиль стремится минимизировать их влияние вблизи своей границы.

Международная реакция

• В МИД России выразили серьезную обеспокоенность в связи с новым всплеском насилия на территории Сирии. Вместе с тем Москва также неоднократно высказывалась по поводу силовых операций, проводимых Израилем в Сирии, указывая на их противоправный характер.

• В свою очередь, в Вашингтоне сообщили, что достигли договоренностей по шагам, которые должны привести к завершению «ужасающего и тревожного противостояния» между Сирией и Израилем.

• Ситуация в Сирии также встревожила Турцию. Анкара выразила готовность поддержать сирийские власти в вопросах обороны, если от нового руководства поступит соответствующий запрос. Такая помощь может включать меры по усилению сирийской военной инфраструктуры и содействие в борьбе с террористическими угрозами.

• Июльское обострение ситуации вокруг друзов и действия Израиля несут в себе потенциальную угрозу перерастания локального конфликта в более широкое региональное противостояние. При этом оно пока имеет непредсказуемые последствия для региональной безопасности. Вполне вероятно, что США могут поддержать Израиль, как это произошло во время противостояния Тель-Авива с Тегераном. Европейские страны вряд ли будут вмешиваться в регион, потому что в их приоритете конфликт на Украине.

При написании материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:

востоковеда, программного менеджера Российского совета по международным делам (РСМД) Ивана Бочарова;эксперта по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислава Тарасова;эксперта Института Ближнего Востока и Российского совета по международным делам Сергея Балмасова;политолога, специалиста по Ближнему Востоку Маиса Курбанова.