Телефонный разговор между главами МИД Венгрии, России и Словакии, состоявшийся 29 июля, был посвящен вопросу транзита российской нефти через территории Украины. Об этом сообщил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.
«Мы продолжаем работать над восстановлением долгосрочной безопасности нашего нефтеснабжения, поэтому сегодня утром я снова проконсультировался по телефону со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и словацким Юрайем Бланаром», — написал он на своей странице в социальной сети Facebook (принадлежит организации Meta, признанной в РФ экстремистской).
Он также уточнил, что запрет украинских властей на осуществление транзита нефти из России нарушает договор Евросоюза и угрожает энергетической безопасности Венгрии. Сийярто уточнил, что решения для обеспечения непрерывности поставок нефти «постоянно обсуждаются».
Украинаостановила поставки нефти «Лукойла» в Словакию и Венгрию 19 июля. В Братиславе и Будапеште рассказали, что российская нефть продолжает поступать в оба государства через другие маршруты транзита. Глава венгерского МИДа Петер Сийярто назвал решение Украины непонятным, неприемлемым и недружественным. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что сложившаяся ситуация не зависит от Москвы, а в Киеве приняли не техническое, а политическое решение.
Позднее, 22 июля, Венгрия и Словакия инициировали запуск консультаций с Еврокомиссией (ЕК) в связи с ситуацией. Сийярто заявил 23 июля, что страна не одобрит выделение €6,5 млрд из Фонда мира странам ЕС на оружие Киеву, пока тот не решит вопрос с транзитом российской нефти. Кроме того, 24 июля президент Словакии Петер Пеллегрини предупредил, что его страна примет ответные меры, если Украина не решит вопрос с транзитом нефти «Лукойла», а представитель ЕК Олоф Джилл 25 июля заявил, что ЕК примет решение по ситуации.
В свою очередь официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в беседе с «Известиями» назвала остановки поставок попыткой стран Запада через власти Киева превратить стабильное энергетическое сотрудничество России со странами Западной Европы в «зону турбулентности».