В России с 1 февраля вступают в силу поправки, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должниками. Они определяют само понятие «коллектор» и регламентируют то, с какой периодичностью должно происходить их общение с заемщиками. Гендиректор компании «Долгам.НЕТ», арбитражный управляющий Дмитрий Донсков рассказал во вторник, 30 января, о нововведениях.
В 2023 году россияне взяли рекордное количество микрозаймов, свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Речь идет о 34,91 млн микрокредитов на сумму до 30 тыс. рублей с единоразовым погашением в срок до 30 дней.
Донсков рассказал в беседе с Lenta.Ru, что именно микрофинансовые организации (МФО) чаще всего нарушают Федеральный закон № 230-ФЗ, защищающий права должников.
Действовавшая до 1 февраля 2024 года редакция закона, принятого в 2016 году, обязывала Федеральную службу судебных приставов (ФССП) осуществлять контроль только за организациями, для которых деятельность по возврату просроченной задолженности является основной.
Юрист объяснил, что по статистике главными нарушителями положений Федерального закона № 230-ФЗ являются не коллекторы, а кредитные и микрофинансовые организации. Они допускают наиболее грубые нарушения, связанные, в частности, с угрозами жизни и здоровью граждан.
Поправки впервые вводят определение понятий «коллектор» и «коллекторская деятельность». По закону коллекторами являются коммерческие организации, которые выкупили долг у банка или МФО. Они должны состоять в соответствующем государственном реестре, который ведет ФССП.
ФССП также создаст специальный перечень для МФО и банков.
«Теперь их деятельность по возврату просроченной задолженности также будет контролироваться ФССП», — рассказал Донсков.
Так, МФО и банки обяжут подавать уведомление, если они намерены использовать различные способы личного взаимодействия с должниками путем сообщений, телефонных и личных переговоров, а также используя автоматизированных роботов.
Юрист отметил, что за нарушение требований закона на отдельные способы взаимодействия с должником могут быть наложены ограничения сроком до 60 дней.
«Надеемся, что внесенные изменения сделают процесс взаимодействия с должником оперативнее, современнее и цивилизованнее», — сказал Донсков.
В соответствии с новыми нормами, общение коллекторов с должниками ограничивается жесткими временными рамками: в рабочие дни — с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные — с 9 до 20 часов. При этом личное общение может происходить не чаще одного раза в неделю; звонки — не чаще одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми в месяц; текстовые сообщения — не более двух в сутки, четырех в неделю и шестнадцати в месяц.
Ранее, 21 января, юрист и общественный деятель Наталья Вайнберг рассказала, что зачастую довольно сложно понять, кто именно звонит человеку — коллектор или очередной мошенник.
По словам юриста, чтобы обезопасить себя, можно узнать данные коллекторского агентства, которое осуществило телефонный звонок. Так, например, следует определить наименование, информацию о реквизитах, адресе и номере телефона структуры, в которую можно перезвонить.
29 декабря стало известно, что правительство РФ утвердило положение о контроле за деятельностью коллекторов, им будут присваивать категории риска в зависимости от допущенных нарушений. Как сообщалось, контролировать коллекторов и деятельность кредитных и микрофинансовых организаций в сфере возврата задолженности будет служба судебных приставов.
В августе президент РФ Владимир Путин подписал закон об ужесточении контроля за деятельностью банков и микрофинансовых организаций при возврате долгов. Кредитные организации должны будут вести аудиозапись всех случаев взаимодействия с должниками и хранить их в течение трех лет.