Список заповедников и национальных парков, которые планируется создать в 2024–2025 годах, необходимо пересмотреть. Такое обращение в Минприроды направил Экспертный совет по заповедному делу. Расширение сети охраняемых территорий идет без должного научного обоснования — в ряде случаев их создают там, где проще, а не где необходимо, отметили специалисты. Они предлагают разработать новый перечень планируемых к созданию заповедников и нацпарков на 10 лет вперед. В Минприроды «Известиям» заявили, что готовы рассмотреть предложения.
Пересмотреть практики
Особо охраняемые природные территории (ООПТ), к которым относятся заповедники, заказники и нацпарки, сегодня создаются без должного научного обоснования, считают в Экспертном совете по заповедному делу. Поэтому совет предлагает пересмотреть список таких территорий федерального значения, которые планируется создать в ближайшие два года. Соответствующее обращение направлено в Минприроды, документ есть в распоряжении «Известий».
Сейчас заповедники и нацпарки создаются там, где это проще, но не на тех территориях, где это необходимо, говорится в письме. «Погоня за формальными количественными показателями никоим образом не работает на достижение целей формирования географической сети ООПТ и лишь девальвирует идею заповедного дела», — уверяют члены Экспертного совета.
Они предлагают разработать перечень таких территорий на 10 лет вперед. Утверждать его предлагается правительству.
Среди других инициатив экспертов — ввести институт научных руководителей проектных работ для создания каждой такой территории. При необходимости к этой работе можно привлекать известных государственных и общественных деятелей, указано в документе.
В Минприроды сообщили «Известиям», что готовы рассмотреть соответствующие предложения, когда получат их в установленном порядке.
Актуальный список ООПТ федерального значения, которые планируется создать в ближайшие два года, подготовлен на основании федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» нацпроекта «Экология», поручений президента и правительства, отметили в ведомстве.
В 2024–2025 годах Минприроды планирует создать порядка 10 ООПТ федерального значения в Нижегородской, Калининградской, Кировской, Тюменской, Херсонской и Запорожской областях, Алтайском, Ставропольском, Камчатском краях, а также в Чечне, Кабардино-Балкарии и Республике Алтай.
Однако сроки создания таких территорий могут быть скорректированы, поскольку процесс включает в том числе длительные научно-исследовательские и проектные работы, а также согласительные процедуры, добавили в ведомстве.
Справка «Известий»Создание ООПТ эффективно для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, подчеркивается в письме членов Экспертного совета по заповедному делу. Современная географическая сеть ООПТ федерального значения формировалась на протяжении 109 последних лет, у ее истоков стояли выдающиеся русские ученые-естествоиспытатели.
Новые заповедники и заказники создавались даже «в сложных политических и социально-экономических условиях», они появлялись «во время 1-й мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны и в годы послевоенной разрухи», подчеркивается в письме.
В последние 30 лет развитие таких территорий стало одним из ключевых направлений государственной экологической политики.
Организовывать охраняемые природные зоны проще в местах фактического отсутствия производства и хозяйственной деятельности, сказал директор Института экологии НИУ ВШЭ заслуженный эколог России Борис Моргунов. Именно этот путь наименьшего сопротивления и выбирается чаще всего. Но существует много территорий, которые находятся в плачевном состоянии и крайне нуждаются в присвоении им такого статуса, подчеркнул эксперт. Особенно это касается мест обитания редких биологических видов.
У тигров лучше, чем у рыб
Федеральная система заповедников, заказников и нацпарков должна быть репрезентативной, то есть представлять наиболее характерные, эталонные участки биосферы в различных географических зонах. А также быть достаточно полной для сохранения редких видов и особо ценных природных территорий, рассказали «Известиям» эксперты.
Пока не для всех редких и исчезающих видов животных и растений удалось создать эффективную систему ООПТ, считает кандидат биологических наук Михаил Стишов.
— Практически идеальна система для сохранения тигра: там все ключевые места обитания охвачены федеральными особо охраняемыми природными территориями, дополнены региональными. С белым медведем тоже всё неплохо: практически все наиболее важные и известные концентрации берлог находятся в границах ООПТ, — отметил он.
В отношении некоторых птиц, например краснозобой казарки и кулика-лопатня, ситуация оказывается сложной. Особо важные для охраны краснокнижных видов территории в ряде случаев, по его словам, оказываются за пределами ООПТ. Лучше всего, по данным экспертов, представлены в заповедниках, заказниках и нацпарках наземные позвоночные животные и краснокнижные виды птиц, рептилий, млекопитающих.
— Хуже дела обстоят с эндемичными рыбами, амфибиями. В заповедниках практически не представлены особо ценные территории: водно-болотные угодья, малонарушенные лесные территории, степные участки, — пояснил он.
Сейчас при создании и расширении федеральных ООПТ принципы репрезентативности и полноты охвата флоры и фауны часто игнорируются или соблюдаются не целиком, полагает сопредседатель Экспертного совета по заповедному делу заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий.
— Во многих случаях при определении перечней и приоритетов создания ООПТ нет ярко выраженного желания опираться на научные обоснования и экспертные заключения специалистов, — отметил он.
Сейчас мнение экспертов в этом процессе «учитывается весьма ограниченно», подчеркнул он.
При этом и при долгосрочном планировании, которое предлагает экспертное сообщество, важно обеспечить реальное исполнение этих планов, подчеркнул эколог Константин Кобяков.
— Раньше такая система действовала, но от этой практики отошли. Вероятно, во многом потому, что была проблема с исполнением этих планов, — обратил внимание он.
К любому реформированию системы особо охраняемых природных территорий он призвал подходить с осторожностью. Важно, чтобы в результате экономические интересы не возобладали над эффективностью с точки зрения сохранения разнообразия видов.