В Тольятти Самарской области произошел массовый исход из КПРФ во главе с депутатом гордумы Георгием Акоевым и экс-депутатом Максимом Гусейновым. Выход они объяснили нежеланием мириться с политикой тольяттинского и регионального руководства партии, действующего, по их словам, в интересах «Единой России». Кроме того, по их мнению, КПРФ взяла курс на сворачивание борьбы за социальную справедливость и отсутствие реальной работы. Заявления написали более 20 человек. Это не первый региональный исход из партии. Почему так происходит — в материале «Известий»
Сдача позиций
— Мои политические убеждения, как и у моих товарищей, не изменились: мы были и остаемся коммунистами. Однако своими действиями тольяттинское руководство КПРФ полностью дискредитировало себя в глазах коммунистов и жителей города, — заявил бывший секретарь Центрального райкома и член обкома КПРФ Максим Гусейнов.
Основные претензии к руководству Компартии у тольяттинских коммунистов следующие: руководство «красной» фракции в гордуме потребовало поддержать на пост мэра города кандидатуру Николая Ренца из «Единой России», кроме того, часть коммунистов отказалась бороться против повышения тарифов на услуги ЖКХ. По словам Гусейнова, поддерживать эту политику — значит вводить в заблуждение избирателей.
— Несмотря на то что на последних выборах КПРФ получила большинство мест в тольяттинской гордуме, что позволило коммунистам сформировать самую многочисленную фракцию и определять политику города, руководство тольяттинского горкома и самарского обкома позволило единороссам взять верх по ряду вопросов в городском и областном парламентах. Судя по тому, что это не вызвало возражений в ЦК КПРФ, там были заранее в курсе ситуации и могли дать негласное добро на сдачу позиций местными подразделениями компартии, — полагает политолог, исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов.
Выгодные компромиссы
Исход коммунистов из райкома Центрального района в Тольятти произошел 24 июня, в тот же день, когда съезд КПРФ в Подмосковье утвердил списки кандидатов на предстоящих выборах в Госдуму. Из 15 человек в общефедеральной части партсписка 13 оказались профессиональными аппаратчиками и депутатами Госдумы, этот факт интенсивно обсуждался в региональном активе КПРФ, утверждают собеседники «Известий». Они увязывают принятые решения именно с этим.
Также в списке коммунистов есть предприниматель Павел Грудинин, владеющей землей бывшего «Совхоза имени Ленина» возле МКАД, и действующий губернатор Орловской области Андрей Клычков. В 38 региональных группах тоже оказались заметные личности. Например, банкир, предприниматель и соратник Анатолия Чубайса Вадим Кумин, крупный подмосковный девелопер Михаил Авдеев и владелец Мурманского тралового флота Владимир Блоцкий с официальным личным доходом за 2020 год почти в 300 млн рублей.
— При этом самого популярного молодого политика в КПРФ, блогера с 1,5 млн подписчиков не только убрали из общефедерального списка, но и сняли с родного избирательного округа, — отмечает политолог Вячеслав Данилов. — Бондаренко как будто специально задвинули на другой округ, где выиграть он не сможет. Таким образом КПРФ окончательно раскололась на идейных рядовых агитаторов и касту «красных» миллиардеров.
Неотвратимый процесс
По словам председателя партии «Коммунисты России» Максима Сурайкина, принципиальные коммунисты выходят из рядов КПРФ повсеместно.
— Вот и свежий пример — в Тольятти из рядов партии полным составом вышел целый райком КПРФ во главе с действующими депутатами-коммунистами. Этот процесс объективен и неотвратим, — полагает он. — Участившиеся случаи исхода активистов из партии Зюганова говорят о политической смерти руководства КПРФ. Проходящий съезд КПРФ лишь доказывает упорное нежелание обновляться, идти в ногу со временем.
На прошлом съезде КПРФ в апреле об уходе из партии заявил один из основателей КПРФ, коммунист с почти полувековым стажем Иван Никитчук. Он заявил, что руководство КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым сотрудничает с различными «негодяями, мерзавцами и проходимцами».
— Я вступал в партию в 1974 году, почти 50 лет назад, но это была другая партия, в которой белогвардейцев, проходимцев и негодяев не тащили за уши в руководящие органы партии. Я вижу, что оказался не в той партии, поэтому заявляю о выходе из КПРФ и покидаю съезд, — заявил он.
Ранее недовольство партактива управленческими решениями партийной верхушки привело к массовому бегству коммунистов сразу в нескольких регионах.
Так, в апреле в Ленобласти против центрального аппарата компартии восстали сразу несколько районных парторганизаций, многие активные члены областного отделения тогда сдали партбилеты.
В том же месяце из фракции КПРФ в Йошкар-олинском горсобрании ушли Антон Соколов, Юлия Дружинина и Евгений Галкин. Позже к ним присоединились депутаты Волжского горсобрания Александр Зимнухов и Светлана Рыбакова. В Волжске о разрыве с компартией заявила группа активистов местного отделения во главе с Ольгой Асеиновой. Из «красной» фракции ушел также депутат Николай Килин.
В хакасском городе Абаза год назад местное отделение покинули сразу два десятка коммунистов. В результате руководство Хакасского реготделения даже вынуждено было сократить должность секретаря Абазинского местного отделения КПРФ, так как отдельный освобожденный секретарь там больше не требовался из-за малой численности ячейки.
Внеклассовый характер
Покинувший тольяттинскую ячейку КПРФ Максим Гусейнов — представитель того самого трудового народа, интересы которого представляет партия. С 2010 по 2017 год он работал главным сварщиком на предприятии «Волгоцеммаш». Однако зимой 2019 года, став депутатом городской думы Тольятти, сохранил статус директора коммерческой структуры. За продолжение коммерческой деятельности по инициативе прокуратуры его лишили депутатского мандата. Инициативу надзорных органов и властей поддержали и многие представители местной фракции КПРФ.
Об утрате партией ее классового характера подробно писали накануне прошлого съезда авторы нашумевшего «Обращения коммунистов к делегатам XVIII Съезда КПРФ и всем членам партии». В частности, составители документа подчеркивали, что «борьба против антинародного режима выродилась в борьбу за депутатские мандаты», а «КПРФ утрачивает классовый характер» и «вместо авангардной партии трудящихся превращается в парламентскую партию, где трудящихся представляют бизнесмены».