В Анкаре по-прежнему рассчитывают вернуться в число партнеров американской программы создания истребителя F-35 — для достижения этой цели Турция даже наняла американских лоббистов. Впрочем, успех их работы пока под большим вопросом: в Белом доме, даже после прихода нового президента Джо Байдена, пока не намерены возвращать республику в проект, оставляя в силе «наказание» за покупку Анкарой российских комплексов С-400. Восстановление участия Турции в программе при этом могло бы стать хорошим подспорьем для нормализации отношений двух стран — партнеров по НАТО. Подробности — в материале «Известий».
Турция продолжает прикладывать максимум усилий для возвращения в американскую программу создания истребителя нового поколения F-35. Для решения этой задачи Анкара наняла базирующуюся в Вашингтоне юридическую фирму, которой предстоит выполнять функции лоббиста турецких интересов по F-35 в США.
О заключении рассчитанного на шесть месяцев контракта с юридической компанией Arnold & Porter сообщило агентство Reuters со ссылкой на документацию, направленную в американский минюст. Контрагентом американской фирмы выступает базирующаяся в Анкаре компания SSTEK Defence Industry Technologies. Владельцем последней является главный турецкий игрок в сфере ОПК — подотчетное президенту республики Управление оборонной промышленности (SSB).
В соответствии с контрактом, Arnold & Porter будут «оказывать консультационные услуги по стратегии для SSB и турецких подрядчиков по сохранению участия в программе создания многоцелевого ударного истребителя»; при этом в своей работе подрядчику предстоит учитывать «существующие сложные геополитические и коммерческие факторы». Стоимость услуг по выполнению договора оценена в $750 тыс.
Ракеты не той системы
В свое время Турция оформила заказ более чем на 100 самолетов F-35, однако в 2019 году была исключена из числа членов программы по созданию истребителя. На такой шаг Вашингтон пошел в ответ на приобретение Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Соединенные Штаты сочли, что использование союзником по НАТО данных ЗРК может поставить под угрозу надежность защитных систем самих F-35.
Анкара неоднократно заявляла, что такое решение США несправедливо. Турция, кстати, является и одним из поставщиков компонентов для самолета. Так, на турецких предприятиях производятся 817 из примерно 24 тыс. деталей корпуса самолета и 188 из примерно 3 тыс. наименований компонентов двигателя, пишет портал DefenseWorld.net со ссылкой на данные Пентагона.
Президент Тайип Реджеп Эрдоган также высказывал надежду на то, что подход Белого дома изменится после прихода туда Джо Байдена. Впрочем, в администрации нового американского президента к каким-то решительным мерам на этом направлении пока явно не готовы. Это подтвердил на брифинге 5 февраля официальный представитель Пентагона Джон Кирби, заявив, что «позиция США не изменилась». «В течении последнего десятилетия у Турции было множество возможностей для приобретения оборонительных системы Patriot у Соединенных Штатов, а она вместо этого решила купить С-400», что обеспечило России финансовые выгоды и увеличило ее влияние, подчеркнул представитель Минобороны США.
Намекнули на компромисс
Исключением Турции из числа участников программы F-35 американское наказание для Анкары не исчерпывается. С января этого года против республики действуют санкции, которые США ввели в рамках выполнения CAATSA (закона «О противодействии врагам Америки посредством санкций»). Администрация Байдена может их отменить в декабре нынешнего года — но только в том случае, если Анкара откажется от С-400 или более современных версий ЗРК, докажет, что российские граждане или их подрядчики не участвуют в эксплуатации или техобслуживании купленных комплексов и выполнит еще ряд условий.
Турция убеждена, что выход из ситуации следует искать «путем диалога и дипломатии», а не санкций. В МИД республики подчеркивали, что введенные Вашингтоном ограничения «негативно влияют на отношения» двух стран и «повлекут за собой ответные меры». В любом случае, «Турция никогда не откажется от тех шагов, которые необходимы для обеспечения ее национальной безопасности», — отмечали в турецком дипломатическом ведомстве.
Вместе с тем в Анкаре дают понять, что могут попробовать найти способ договориться с США. Так, в феврале глава Минобороны Турции Хулуси Акар сообщил, что компромисс по С-400 может быть найден, если Вашингтон пересмотрит свой подход к курдским вооруженным формированиям (США сотрудничают с курдами в Сирии, а в Турции они приравнены к террористам). «Мы можем найти решение для С-400 в переговорах с Соединенными Штатами, но ожидаем, что они увидят факт о YPG (курдских вооруженных «Отрядах народной самообороны»). Если они не найдут решения (ситуации с курдскими формированиями), мы не сможем продвинуться в наших отношениях», — сказал Акар в интервью газете Hurriyet.
В военном плане американские F-35 — конечно, не единственный для Турции вариант укрепления и модернизации своих ВВС. Альтернативой могут стать, например, российские Су-35: еще в сентябре 2019 года вице-премьер Юрий Борисов говорил, что эти многоцелевые истребители могут реально заинтересовать Турцию и решение об их приобретении — за Анкарой. Если по каким-то причинам Москва и Анкара не смогут договориться, Турция может попробовать получить истребители китайского или пакистанского производства.
По «критскому сценарию»
В то же время нельзя сказать, что вопрос с F-35 находится исключительно в политической плоскости, отмечает Амур Гаджиев, научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН и директор Центра изучения современной Турции (ЦИСТ). «Проект имеет под собой определенную экономическую подоплеку — Турция вложила в него значительные средства, некоторые детали производились в самой Турции. Так что отказ американцев и снижение уровня участия в нем Турции будет иметь определенные экономические последствия», — отметил эксперт в беседе с «Известиями».
Характерным при это является тот момент, что первый телефонный разговор между главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу и новым госсекретарем США Энтони Блинкеном «начался с упреков американской стороны в адрес Турции» и как раз главное требование Вашингтона «сводилось к тому, чтобы Анкара избавилась от российских зенитно-ракетных систем», отмечает специалист. При этом и у Турции есть свои условия — на это, по словам Гаджиева, указывает недавнее заявление президента Эрдогана о том, что «союзники Турции по НАТО вели себя неподобающим образом в контексте сирийского конфликта, а также взаимодействовали с курдскими вооруженными формированиями».
Предложение Акара, указывает директор ЦИСТ, позволило бы Турции действовать по «критскому сценарию». Речь идет о ситуации, сложившейся после приобретения Кипром в 1997 году ракет С-300. Эта покупка вызвала протесты Турции. В результате не без прессинга со стороны НАТО Кипр согласился отправить комплекс на хранение на греческий остров Крит. Позднее Греция формально купила эти ракеты у Кипра. «Турция готова вывезти эти системы — возможно, на какую-то свою базу в Катаре или в Судане, — говорит специалист. — Анкара пытается сделать первый шаг к урегулированию ситуации, но пока этот шаг не получает ответа со стороны американцев». «Здесь надо действовать в иной плоскости, туркам в данном вопросе неплохо было бы проконсультироваться с российской стороной и, может быть, прийти к какому-то общему решению, — предположил Гаджиев. — Но мне кажется, что к такому пока ни турки, ни американцы не готовы».
«Пойти на уступки надо обеим сторонам»
Проблема С-400 и членства Турции в программе F-35 — далеко не единственный раздражитель в отношениях Турции и США, которые в последние годы почти неизменно ухудшались. Новая американская администрация каких-то ощутимых шагов, направленных на исправление ситуации, не предприняла. Напротив, аналитики отмечают, что за первый месяц работы команда Байдена демонстрировала жесткость подходов к турецкой проблематике — например, в области защиты прав человека. Те заявления по Турции, с которыми выступают члены администрации США, «соответствуют обещаниям Байдена сделать продвижение демократии новым приоритетом, при этом у Соединенных Штатов и Турции хватает споров и в других сферах, которые вполне могут лишь усилить трения», полагает AFP.
Впрочем, жесткий подход — независимо от того, кто из сторон возьмет его на вооружение, — в данной ситуации может оказаться провальным. Напротив, «пойти на уступки надо обеим сторонам», полагает глава стамбульского Центра экономических и внешнеполитических исследований (EDAM) Синан Ульген. «В сложившихся обстоятельствах единственный путь, которым администрация Байдена может выйти на должный перезапуск отношений с Турцией, — это заключение с Эрдоганом серьезной сделки, — отмечает аналитик в колонке для The Financial Times. — Если такой договоренности не будет, возникает риск полной потери Турцией курса на Запад и ее стратегической переориентации на Москву».