Он мог бы стать актером одной роли, навсегда оставшись в памяти публики первым — и самым лучшим — Джеймсом Бондом, агентом 007 на тайной службе ее величества. Но Шону Коннери удалось почти немыслимое — преодолеть вес своего персонажа и доказать миру, что его таланту подвластны почти любые образы, от средневекового монаха-следователя в «Имени розы» до советского капитана-подводника в «Охоте за «Красным Октябрем», от эксцентричного дикаря в трико и ботфортах в фарсовой антиутопии «Зардоз» до элегантного профессора-археолога в «Индиане Джонсе и последнем крестовом походе». Впрочем, в любой роли он оставался истинным джентльменом — даже когда (изредка, впрочем) играл негодяев. Сегодня сэр Томас Шон Коннери покинул нас — на 91-м году жизни. «Известия» вспоминают любимого актера нескольких поколений.
Он был живым синонимом джентльмена — более того, ему идеально удавались и образы королей, хоть мифического Артура в «Первом рыцаре», хоть реального (но тоже ставшего легендой) Ричарда Львиное Сердце в «Робин Гуде». Впрочем, происхождения Шон Коннери был самого, как сказали бы в те далекие времена, низкого. Будущий лауреат премии «Оскар», двукратный лауреат премии BAFTA, трехкратный лауреат премии «Золотой глобус» и обладатель рыцарского звания родился 25 августа 1930 года в Эдинбурге в очень бедной семье. Отец был рабочим, мать уборщицей — Коннери жили бедно даже по снисходительным меркам Шотландии 1930-х. У маленького Томми не было даже колыбели — он спал в комоде, пока на свет не появился младший брат Нил. Что же до места рождения, то актер никогда не уставал подчеркивать: «Я не англичанин. Никогда им не был и становиться не собираюсь. Я шотландец».
Кирилл Разлогов, глава Гильдии киноведов и кинокритиков России:
Шон Коннери — один из самых известных, талантливых актеров мира. Наиболее известная его роль — это, конечно, Джеймс Бонд, хотя до этого он играл уже довольно много — в телевизионных спектаклях, в экранизациях классики. И стремился к тому, чтобы стать серьезным драматическим актером. Кстати, к актерской карьере он пришел, перебрав кучу профессий. Но мировую славу ему принесла именно бондиана. Семь фильмов, где он снялся в роли агента 007, стали легендарными и заложили основу для этой франшизы. Впрочем, это всегда тяготило Коннери, и он стремился разнообразить свой репертуар как во время работы над бондианой, так и после. Он действительно снялся во многих других картинах, в том числе в ролях второго плана, нередко переигрывая звезд на ролях первого плана.
В его фильмографии есть работы самых разных жанров. Например, гангстерский фильм «Неприкасаемые» Брайана де Пальма, где он оказывается в хорошей компании Роберта Де Ниро и других прекрасных актеров.
Он очень серьезно относился и к себе, и к своей родной Шотландии
Впрочем, до громких заявлений для прессы, всемирной славы и поддержки движения за независимость Шотландии было еще очень далеко. В 16 лет он завербовался в военно-морской флот — здоровяка (несмотря на скудное питание — карточную систему в послевоенной Британии отменили лишь в 1950-е) ростом под два метра охотно взяли в матросы. С интересом поглядывали на юного гиганта и представительницы прекрасного пола, успехом у которых Томми (как все звали будущую звезду) мог похвастать и в том возрасте, когда сегодня положено вздыхать разве что о Гермионе Грейнджер. Служил матрос Коннери на авианосце «Формидебл», но в 19 был списан на берег по состоянию здоровья — у него была обнаружена язва желудка (от которой он страдал всю свою долгую жизнь). Тогда же, на флоте, Томми увлекся бодибилдингом — новомодным спортом, который, по слухам, давал немалые шансы сделать карьеру в обществе таким, как он, парням из низов.
В поисках куска хлеба Коннери перепробовал много занятий — был натурщиком, водителем грузовика, спасателем в бассейне, даже полировщиком гробов («Самая мерзкая работа, которой мне приходилось заниматься. И получалось у меня не очень»). Наконец, в 1951 году он устраивается рабочим сцены в Королевский театр Эдинбурга. И там он внезапно открыл для себя новую жизнь, которая захватила его с головой. Продолжая заниматься бодибилдингом (в 1953 году он даже принял участие в конкурсе «Мистер Вселенная»), он начал осваивать актерское мастерство и вскоре получил маленькую роль в мюзикле «Юг Тихого океана».
Елена Стишова, киновед:
Казалось бы, исполнитель, и лучший, непревзойденный исполнитель, роли суперагента 007 должен был быть нам, как и его персонаж, глубоко враждебен. Как образ человека, который противостоит нам идеологически, презирает наши ценности и несет в себе очевидную угрозу. Но на самом деле отношение было прямо противоположным. Тут приоткрывается подсознание советского человека, которое вплоть до конца холодной войны было настроено на другую волну. Пока официоз занимался войной, народ жил своей жизнью. Фильмов о Бонде официально не было и не могло быть на советском экране, но земля слухами полнится. И если Высоцкий сочинил про него песню, и она была, кстати, очень популярной, значит, были лазейки, «шторки», люди где-то получали информацию, сарафанное радио работало — и в результате агент 007 сделался у нас любимым героем. Потому что идеологию пересиливали совершенно другие вещи. Например, совершенно фантастическая мужская харизма Коннери. Он был не враг, а мужчина, которому хотели подражать все мужчины и в которого были влюблены все женщины. Пожалуй, сам того не подозревая, Коннери выходил за рамки своей чисто идеологической задачи. Он играл не только агента 007, но еще что-то сверх этого, это ощущалось сразу и очень нам импонировало
На пути к экрану, правда, Шон чуть не отвлекся на другую заманчивую карьеру — после любительского матча в Манчестере его чуть не завербовал в свою команду менеджер «Манчестер Юнайтед» Мэтт Базби, впечатленный игрой никому не известного шотландца. Он предложил Коннери приличную по тем временам сумму в 25 фунтов в неделю (более 700 в нынешних ценах). Актер, по собственному признанию, почти соблазнился контрактом, но передумал: «Я понял, что карьера классного футболиста заканчивается к 30 годам, а мне было уже 23. Я решил стать актером — как оказалось, это было одним из самых разумных решений в моей жизни».
Валерий Соловьев, актер Санкт-Петербургского театра-фестиваля «Балтийский дом», мастер дубляжа и озвучания:
Конечно, смерть Шона Коннери — утрата не только для его родной Шотландии, но и для всего кинематографического мира. Кто не знает Шона? Любовь зрителей к нему феноменальна. Я полагаю, что отчасти это объясняется тем, что он долго шел к актерской профессии: работал и барменом, и грузчиком, и разнорабочим. Он появился на экранах зрелой личностью, прошедшей суровую школу жизни и развившей свою харизму. И еще в большей степени она развилась к тому времени, когда Шон встроился в бондиану. Джеймс Бонд Шона Коннери эталонен. Он превзошел всех исполнителей агента 007, все последователи равнялись на него. Не могли не равняться — или по крайней мере учитывать Бонда Коннери — с его магнетизмом, невероятным обаянием, лукавым прищуром. Конечно, Коннери чувствовал себя в плену одного образа и тяготился этим. Иногда режиссеры специально давали Шону такие роли, чтобы увести от легендарного персонажа. И примечательно, что у Коннери не бывало провалов. Любое его появление в фильме гарантировало успех. Мне посчастливилось закадрово озвучивать нескольких Джеймсов Бондов, в том числе и Шона Коннери для петербургского Пятого канала. Джеймс Бонд — это для артиста дубляжа и озвучания вершина. Вишенка на торте. Из всех агентов 007 я на первое место ставлю Коннери. Он придал герою особое обаяние и лоск, и еще во всем этом была умопомрачительная самоирония
Решением, заметим, изменившим не только жизнь самого Коннери, но и жизни нескольких поколений поклонников его самого знаменитого персонажа — суперагента Джеймса Бонда. Эта роль, впрочем, стала переломной и для самого Коннери — не только как актера, но и как человека. Ему пришлось учиться всему, что положено знать настоящему джентльмену, — от умения вести себя за столом до тонкостей придворного этикета, ведь он всё еще оставался простым парнем из Эдинбурга, бывшим матросом, бросившим школу в 13 лет и вкалывавшим с 12. «Едва ли можно сказать, что я получил какое-то образование. Я до всего доходил своим умом. Вот почему я чувствую себя маленьким мальчиком в обществе интеллектуалов», — признавался он много позже. Но именно его, уже после завершения карьеры в бондиане, полюбили приглашать на роли профессоров — впрочем, таких, кто в нужный момент могут нанести оппоненту и хук справа.
«Я всегда хотел быть стариком с хорошим лицом — как Хичкок или Пикассо», — говорил он в давнем интервью. Эта роль, одна из последних в жизни, успешно удавалась сэру Шону лет 20 — ведь и в 70 он всё еще был, по гамбургскому счету, молод и энергичен. Сегодня пьеса «Коннери» длиной почти в столетие завершилась — умиротворенным и тихим финалом. Лучший Джеймс Бонд всех времен тихо ушел во сне — увы, далеко от любимой Шотландии, на Багамах. Сердце его, впрочем, наверняка было там же, в горах — как писал другой великий сын этого сурового края.
Роберт Бернс
В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу.
Прощай, моя родина! Север, прощай, —
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!
Прощайте, сэр Шон, — до свидания, агент 007, брат Вильгельм, капитан Рэмиус, профессор Джонс. Ваши герои останутся с нами навсегда.