Нелегко на сердце: изменит ли российский спорт выплата штрафа World Athletics

Всероссийская федерация легкой атлетики погасила долги с помощью государства, но это — еще не конец истории
Тимур Ганеев, Олег Шамонаев
Фото: РИА Новости/Александр Вильф

Россия выполнила обязательства по выплате долга в $6,31 млн перед международной федерацией World Athletics (WA). У задолжавшей эту сумму Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) не было своих денег, она получила государственную субсидию. Министерство спорта РФ выделило необходимые средства с формулировкой «на развитие легкой атлетики в стране». Это не решит проблемы многолетнего запрета на выступления отечественных атлетов под российским флагом, но избавит наши спортивные структуры от обвинений в невыполнении своих обязательств и предотвратит окончательный разрыв отношений с WA.

Оштрафованы авансом

Сумма в $6,31 млн — не самая большая для мирового спорта, но все-таки весьма существенная по меркам легкой атлетики. Эти деньги помогут WA залатать дыры в бюджете, возникшие из-за переноса Олимпиады и отмены во время пандемии многих международных соревнований. Законность взыскания с России этих средств вызывала большие сомнения, в том числе у главы национального Олимпийского комитета Станислава Позднякова. Однако в итоге было решено не провоцировать скандал и оплатить спорный штраф. Министр спорта РФ Олег Матыцин две недели назад гарантировал перечисление денег до 15 августа и выполнил обещание.

Министр спорта РФ Олег Матыцин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Теперь у World Athletics нет формального повода окончательно исключать ВФЛА из своих рядов, хотя Россия сохраняет статус временно отстраненной страны. История с лишением нашей сборной флага тянется с 2015 года, и оплата штрафа не приблизит ее разрешение. $5 млн наша страна заплатила за якобы имевший место подлог документов в деле прыгуна в высоту Данилы Лысенко, совершенный прежним руководством ВФЛА. $1,31 млн — это оплата судебных расходов по допинговым делам россиян и работы комиссии WA по восстановлению России в рядах организации.

— Сейчас многие начнут воспринимать факт этой выплаты, как признание своей вины, — отметила в разговоре с «Известиями» олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Светлана Журова. — Но вопрос здесь не в вине, а в том, что молодежь перестала приходить в легкую атлетику. Тысячи детей по всей стране делают выбор в пользу других дисциплин, так как понимают, что в этом виде спорта практически нереально выступать на международном уровне — на чемпионате мира и Олимпийских играх. Это печально, учитывая, что в легкой атлетике разыгрывается больше всего олимпийских медалей. И если это действие Минспорта поможет сделать большой шаг для восстановления ВФЛА в правах в WA, то этот штраф надо было выплатить. Да, можно было принять жесткую позицию и отказаться от выплат, но глобальное исключение ВФЛА окончательно добило бы нашу легкую атлетику.

Данил Лысенко выполняет прыжок в высоту на соревнованиях по легкой атлетике
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Парадоксальность ситуации в том, что окончательного вердикта дисциплинарного органа WA или арбитражного суда по «делу Лысенко», открытого в 2018 году, до сих пор нет. Россия оштрафована как бы авансом. Кроме того, за пять лет нашей страной потрачено несколько миллионов долларов на работу комиссии по восстановлению во главе с Руне Андерсеном, но чиновники международной федерации лишь выдвигают все новые условия. Одно из них — признание Российского антидопингового агентства по линии WADA. Сейчас этот вопрос находится в компетенции Спортивного арбитражного суда (CAS) в Лозанне и увязан со множеством обстоятельств, на которые легкоатлетические власти России повлиять не в состоянии.

Готовьте деньги

Президент Федерации легкой атлетики Москвы Олег Курбатов был против того, чтобы платить этот штраф.

— Теперь нам нужно готовить другие деньги, потому что WA продолжит требовать выплаты с России, — заявил он «Известиям». — В 2021 году нам надо будет заплатить минимум еще $3,5 млн. Объясню, откуда берется такая сумма. В ходе перепроверки проб Московской лаборатории было обнаружено около 50 новых дел по легкой атлетике. По всем будут поданы иски в CAS. В среднем одно дело — $50 тыс., т.е это уже $2,5 млн. Также нам надо будет оплатить работу комиссии Руне Андерсена. Это тоже минимум $1 млн. При этом мы продолжим платить, а вопрос о нашем полном восстановлении так и не будет поднят в ближайшие годы. Это очевидно.

В итоге выплата $6,31 млн в пользу WA гарантирует лишь рассмотрение вопроса о нейтральном статусе для отдельных спортсменов. Он позволит Марии Ласицкене, Сергею Шубенкову, Анжелике Сидоровой и другим звездам в ближайшие месяцы стартовать на этапах Бриллиантовой лиги. Вопрос поездки российских легкоатлетов на Олимпиаду-2021 по-прежнему открыт. Гарантий, что международная федерация не наложит на ВФЛА новый штраф за какую-нибудь другую провинность, также нет. Хотя наше спортивное руководство делает все, чтобы избежать новых инцидентов, улучшить свою репутацию и добиться нормализации отношений с WA.

Прыгунья в высоту Мария Ласицкене
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— Я бы хотел прояснить важную вещь. Знаете, какие основные претензии WA к России? Речь не только про антидопинговую работу, — добавил Курбатов. — Вот что они говорят: за последние 15 лет вы провели два чемпионата мира (ЧМ-2013 в Москве и ЧМ-2006 в помещении), но никакого развития легкой атлетики не происходит. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет стадиона, где мы могли бы провести соревнования уровня первенства России. Вот это позор. Например, президент Международной федерации хоккея Рене Фазель дает России проведение ЧМ под строительство нового стадиона в Санкт-Петербурге. Тут прослеживается логика. А что мы сделали для российской атлетики, когда получили право провести два крупнейших турнира WA.

Отметим, что это не первый крупный штраф, который Россия выплатила в пользу WA. В июне 2019 года произошла выплата в размере $3,2 млн. Таким образом, федерация выполнила последнее требование дорожной карты по восстановлению ВФЛА. Однако никакого восстановления не произошло. Формальный повод — поддельная справка в деле Данила Лысенко.