Общественный транспорт в регионах будет приходить быстрее. В трех российских городах уже начали тестирование комплекса «зеленый коридор» — речь о приоритетном пропуске автобусов, троллейбусов и трамваев на регулируемых перекрестках, рассказали «Известиям» в НП «ГЛОНАСС». С осени к эксперименту планируется подключить города еще в 16 регионах. Пока такую систему массово применяют только в Москве. Она будет полезной для улучшения точности движения общественного транспорта, но может применяться далеко не на всех автомагистралях, отмечают эксперты.
Дадут зеленый свет
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), связанная с диспетчерской, проверяет, соблюдает ли автобус, троллейбус или трамвай расписание движения и автоматически включает разрешающий сигнал светофора, если общественный транспорт опаздывает. Испытания проходят в трех городах: Курске, Самаре и Волгограде, сообщили в НП «ГЛОНАСС».
Такой своеобразный «зеленый коридор» для общественного транспорта, по словам представителя организации Ярослава Федосеева, позволит четко соблюдать расписание.
— Хаотичное движение автобусов вне расписания — боль российских транспортных предприятий со времен СССР. Предлагаемая система позволит решить эту проблему, — сказал он.
Похожие системы массово применяются пока только в Москве: ими оборудованы около 100 перекрестков. В этом году, по данным Центра организации дорожного движения столицы, их должны установить еще на 400.
В департаменте информполитики губернатора Самарской области сообщили «Известиям», что в регионе планируется строительство интеллектуальной транспортной системы Самарско-Тольяттинской агломерации. Она будет создаваться с учетом наработок по внедрению элементов «умной дороги», которые уже протестированы на участке на Московском шоссе от улицы Банной до выезда из города, отметили в департаменте. В Курской области система тестируется на участке автодороги Курск–Льгов–Рыльск от проспекта Ленинского Комсомола микрорайона Волокно в Курске до поселка Дьяконово, сообщили в региональном комитете информации и печати.
В администрации Волгоградской области на момент публикации на запросы не ответили.
По данным НП «ГЛОНАСС», стоимость реализации пилотного проекта составит около 10 млн рублей с учетом создания АСУДД и другого оборудования. В перспективе, применяя эти устройства, планируется реализовать и другие сценарии помощи водителям, в том числе с помощью технологий V2X (взаимодействие автомобилей друг с другом и инфраструктурой), добавили в организации.
К примеру, автомобиль при подъезде к остановке сможет предупреждать водителя картинкой на дисплее или аудиосообщением о необходимости предоставить приоритет маршрутному ТС. По оценкам разработчиков, это снизит риск аварий у остановок на 10%.
«Зеленый коридор» также будет использовать вычислительные ресурсы цифровой телематической платформы «Автодата», создание которой обойдется в 1,3 млрд рублей. Отработку технологии пропуска общественного транспорта планируется завершить к осени 2020 года. После чего, если эксперимент признают успешным, ее внедрят еще в 16 регионах, которые сообщали о своем желании поучаствовать в проекте. В том числе она может появиться в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, Томске, Тамбове, Белгороде, Астрахани, Пензе, а также Башкирии, Красноярском и Ставропольском краях, уточнили в НП «ГЛОНАСС».
Справка «Известий»Национальная сервисная телематическая платформа «Автодата» по сбору разнообразных автомобильных данных создается по поручению президента РФ в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет». Для этого в сентябре 2019-го был сформирован межотраслевой консорциум «Автодата.Рус». Его учредителями выступают Минпромторг, Минкомсвязь, Росавтодор, Российский союз автостраховщиков, НП «ГЛОНАСС», ГК «Роскосмос», «Ростелеком», «Яндекс», «Группа ГАЗ», Sollers и другие. Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства, вторая фаза одобрена межправкомиссией под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Точность ограниченного действия
Особенность тестируемой сегодня системы заключается в возможности тонкой настройки работы светофоров, рассказал «Известиям» исполнительный директор компании «Р1А» (внедряют технологию) Кирилл Михеев.
— Датчики, фиксирующие прибытие общественного транспорта, будут расположены на расстоянии около 300 м от светофора. Это позволит АСУДД заранее выбрать режим движения: продлить действующую фазу светофора, пропустить пешеходную фазу, включить стрелку направо или налево либо принять другое решение в зависимости от того, насколько ТС отстает от графика, — пояснил он.
Если опоздание небольшое (к примеру, 5–6 минут), то режим работы светофора вообще не будет меняться.
Приоритет общественному транспорту, по словам Кирилла Михеева, позволяет сократить время на маршруте на 15–20%, а в часы пик — примерно на 30%, уменьшить количество подвижного состава на 10% и на 7% увеличить пассажиропоток за счет соблюдения расписания.
— Для пассажира польза в том, что общественный транспорт придет точно в срок. А предприятие сможет увеличить количество рейсов в смену без наращивания парка ТС за счет уменьшения времени в пути, — отметил Кирилл Михеев.
По мнению директора Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, прежде чем внедрять подобные технологии, необходимо провести грамотное транспортное планирование — прежде всего, выделить магистральные и второстепенные маршруты общественного транспорта.
— Внедрять приоритетный проезд нужно на магистральных (основных) направлениях. Но только там, где они не пересекаются друг с другом. К примеру, нет смысла вводить такую систему на пересечении Ломоносовского с Ленинским проспектом в Москве. Поскольку по обоим направлениям едет много общественного транспорта, — сказал он.
Таким образом, сфера применения таких технических устройств, по мнению Михаила Блинкина, может оказаться ограниченной. В то же время в небольших городах, где есть одна-две самые загруженные центральные улицы, это будет очень полезно, отметил он. Эксперт также полностью поддержал идею приоритетного пропуска опаздывающих автобусов и троллейбусов.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков сказал, что такие системы нужны в первую очередь для трамваев, а также в населенных пунктах с большим числом выделенных полос. Это позволит ускорить движение общественного транспорта и тем самым повысить его привлекательность, особенно в крупных городах, страдающих от пробок, считает он.