Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Экономика
Банки предложили шесть льгот для запуска жилищных вкладов
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Март 2020 года выдался страшным для русской литературы. Смерть забрала сперва Эдуарда Лимонова, совсем недавно — Юрия Бондарева, и вот теперь, в последний день месяца, вновь траурная весть: скончался Леонид Зорин. «Известия» вспоминают автора более 50 популярных пьес и нескольких томов сочной, красочной прозы — и сценариста одного из главных, знаковых для поколения нынешних 50-летних фильмов.

Именно благодаря Зорину в наш вокабуляр вошли знакомые всем фразы. «Хоботов, это мелко!», «Заметьте, не я это предложил», «Кафе-бар. Я догоню» — сценарист «Покровских ворот» четыре десятилетия назад принес нам эту удивительную, ироничную легкость бытия. Едкий сатирик, Зорин не раз сталкивался с запретами своих пьес, с непониманием со стороны театрального и кинематографического начальства, но никогда — со стороны публики. Костик Ромин, фактически его альтер-эго, стал героем для поколения 1980-х — хотя писался с расчетом на их родителей, тоже, конечно, сразу полюбивших остроумного молодого человека из баснословной Москвы времен оттепели. Впрочем, Зорин всегда владел почти волшебным даром передавать в своих пьесах и книгах дух времени, тот самый Zeitgeist, уловить который со времен Вольтера старались великие насмешники европейской культуры.

Драматург Леонид Зорин (в центре) после премьеры спектакля по его пьесе «Невидимки», главную роль в котором исполнили художественный руководитель театра им. Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев (справа) и Мария Бортник (слева). 4 ноября 2004 года

Драматург Леонид Зорин (в центре) после премьеры спектакля по его пьесе «Невидимки», главную роль в котором исполнили художественный руководитель театра имени Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев (справа) и Мария Бортник (слева), 4 ноября 2004 года

Фото: ТАСС/Александр Куров

Причиной, вероятно, был самый характер Зорина.

— Я всегда болезненно относился к бегу времени. Мне было жаль расточительно потраченных минут. Ценность времени я понял даже раньше, чем мне было положено. Беспечность — огромный дар. Когда мы с вами говорим о «Покровских воротах» и вспоминаем Костика Ромина, то в нем для автора была наиболее привлекательной именно эта беспечность. Длилась она, к сожалению, недолго, — признавался Зорин в интервью «Известиям» незадолго перед 85-летием.

Сергей Голомазов, худрук Рижского русского театра драмы имени Чехова:

Наверное, лет 10 назад, в мою бытность художественного руководителя Театра на Малой Бронной мне посчастливилось поставить на этой сцене «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина с тогда еще выпускницей ГИТИСа Юлией Пересильд и уже известным Даниилом Страховым. С этой пьесой связана чрезвычайно интересная история. Леонид Генрихович рассказал мне, что «Варшавская мелодия» стала своего рода побочным продутом. В это время он писал другую пьесу для какого-то большого театра, тратил на нее все силы и творческую энергию, а «Варшавская мелодия» была своего рода развлечением, возможностью переключиться на что-то другое. Но в результате именно эта пьеса, помимо конечно «Покровских ворот», стала основной, которая прославила драматурга в театре. Это удивительная, тонкая, полная глубокого психологизма, прекрасного лиризма пьеса. В результате получился спектакль, который идет больше 10 лет. Уверен, не последнюю роль сыграла в этом драматургия Леонида Зорина. Работать с ней было одно удовольствие. Так нежно поддаются прочтению только хорошие драматурги.

Ему был отведен долгий век — выпавший на самые разные периоды истории России и мира, от мрачнейших до более «травоядных». Леонид Генрихович Зорин родился 3 ноября 1924 года в Баку в интеллигентной семье. В четыре года научился читать и писать и очень рано проявил тягу — и талант — к писательству. Уже в 1933 году вышла первая книга стихов маленького Лени, а честолюбивые родители устроили для него «смотрины» у самого Максима Горького, в его доме в подмосковных Горках.

Лауреат Национальной литературной премии «Большая книга» писатель Леонид Зорин, занявший третье место, на церемонии награждения в Доме Пашкова. 27 ноября 2009 года

Лауреат Национальной литературной премии «Большая книга» писатель Леонид Зорин, занявший третье место, на церемонии награждения в Доме Пашкова, 27 ноября 2009 года

Фото: ТАСС/Алексей Филиппов

— Я по просьбе Горького прочел свою поэму «Человеки». Поэму наивную, но он отчего-то растрогался и даже прослезился. Хотя, быть может, его больше удивило и тронуло, что сочинил ее девятилетний ребенок. Через некоторое время Алексей Максимович написал обо мне в статье «Мальчик», которую напечатали в «Правде», а затем во всех газетах, — вспоминал годы спустя Зорин. В 17 лет юноша стал членом Союза писателей, а в 1949, закончив университет в родном Баку и заочное отделение Литинститута, переехал в Москву.

Константин Богомолов, худрук Театра на Малой Бронной:

Это огромная потеря для всех нас — и для театрального сообщества, и для отечественной культуры, и для страны в целом. Это был выдающийся драматург, легендарная личность, исключительно интеллигентный, умный, тонкий человек. Драматично, что его смерть пришлась на непростое время, когда так трудно попрощаться с ушедшим нормально, по-человечески. Мы планировали поставить спектакль по «Покровским воротам», и он благословил эту работу. Конечно, мы рассчитывали, что он увидит и репетиционный период, и премьеру, но... Я надеюсь, что этот спектакль все-таки состоится — в память о Леониде Зорине. Как только ситуация позволит, мы продолжим работу. А пока мы ведем активную деятельность в интернет-пространстве и обязательно сделаем какую-нибудь онлайн-программу памяти Зорина.

— Я влюбился в этот город сразу», — признавался потом Зорин. И столица отвечала взаимностью — уже первая его пьеса, поставленная в Малом театре, — «Молодость», — принесла молодому драматургу славу. Славу, не отпускавшую Зорина до конца жизни — и даже периодические запреты его сочинений цензурой лишь добавляли известности. А запрещали его и во времена не самые либеральные — но, к счастью, ему не пришлось ни эмигрировать, ни переходить в глухую оборону. Так, например, были запрещены к постановке «Гости», критиковавшие социальную несправедливость и бюрократический абсурд советской действительности, — в 1954 году, еще до всякого разоблачения культа личности и наступившей после ХХ съезда КПСС оттепели.

С оттепелью, концом 1950-х – началом 1960-х, и связаны были лучшие его пьесы — и лучшие воспоминания. Именно они и стали основой самой, пожалуй, знаменитой у широкой публики работы Зорина — «Покровских ворот». Пьеса была поставлена в Театре на Малой Бронной в 1974 году, а в 1982 стала основой для всенародно любимого фильма — обе постановки сделал Михаил Козаков. Костик Ромин к тому времени жил уже своей литературной жизнью — в «Старой рукописи», «Прощальном марше», «Хохловском переулке». Со своим творцом он, впрочем, оставался неразделим.

Роман Виктюк, народный артист России, худрук Театра Романа Виктюка

Самое главное в жизни, когда ты начинаешь свой путь в профессии, — встретить человека, который совпадает с тобой. Для меня таким человеком стал Леонид Зорин. В нем не было ничего взрослого. Если он и обижался, то так по-детски, что обидеться в ответ было нельзя.

Зорин абсолютно созвучен со своим любимым городом Баку, в котором он родился.

Москвичи знают мой спектакль «Царская охота», шедший в Театре имени Моссовета. Но в Ленинграде в Театре Комедии, спустя лет десять после смерти Николая Павловича Акимова, я поставил пьесу Зорина «Незнакомец». Почитайте ее. Она написана мальчишкой! Взрослым мальчишкой. Пьеса эта как сказка. Сказка советского времени. Зорин — маг. И актеры, воспитанные Акимовым, так соответствовали этому: они ведь тоже были большие дети. Мой любимый спектакль, моя любимая пьеса.

Его дом — был мой дом. За всё Леониду Зорину большое спасибо. Он сейчас смотрит на нас оттуда и радуется.

— Душевные связи с тем молодым Костиком Роминым нахожу в себе до сих пор и не могу сказать, что я повзрослел окончательно. Может быть, в этом есть нечто неверное и противоестественное, но я не чувствую себя постаревшим, — признавался драматург на склоне лет в интервью «Известиям».

Драматург Леонид Зорин на закрытии 89-го сезона Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. 16 июля 2015 года

Драматург Леонид Зорин на закрытии 89-го сезона Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой, 16 июля 2015 года

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Для подавляющего большинства зрителей и читателей Зорин навсегда останется певцом Москвы, ее великим бытописателем и, как говорили в старину, «партизаном». Но сегодня, в этот грустный день прощания с Мастером, хочется вспомнить его незаслуженно подзабытую, но вновь актуальную в наши дни работу — фильм «Мир входящему», поставленный в 1961 году Александром Аловым и Владимиром Наумовым по сценарию Зорина. История молоденького лейтенанта, отправленного в последнюю неделю войны сопровождать в госпиталь беременную немку — чтобы спасти и ее, и еще нерожденного ребенка и уберечь самого мальчишку, едва успевшего закончить училище, — тогда затронула струны в душах зрителей по всему миру.

Картина получила специальный приз Венецианского фестиваля. По сюжету, советскому лейтенанту помогает шофер-американец — в год Карибского кризиса это напоминание о братстве по оружию стало символическим. Не менее символическим оно выглядит и сегодня, когда всему человечеству вновь требуется объединиться перед лицом общего врага. Гуманизм всегда был лейтмотивом творчества Леонида Зорина — и сегодня, прощаясь с писателем, постараемся не забыть главный его завет.

Прямой эфир