Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новый коронавирус стал не просто масштабной проблемой, но вестником глобального долгосрочного кризиса. Для этого ему хватило всего нескольких недель. Мы можем столкнуться с фундаментальными изменениями моделей поведения людей — экономических, социальных, политических. Теперь всем нам важно не только понять, что мир уже не будет прежним, но суметь максимально быстро адаптироваться к новой реальности. Сделать это возможно в том числе путем ускоренной интеграции современных технологий и бизнес-моделей.

Эксперты солидарны — коронавирус станет самой дорогой эпидемией XXI века. Bloomberg предупреждает, что если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, глобальный рост по итогам 2020 года будет равен нулю, а в денежном выражении ущерб мировой экономики составит $2,7 трлн. Согласно отчету McKinsey, если сезонность вируса не подтвердится, глобальный рост экономики в 2020 году снизится до диапазона 0,5–1,5%.

Однако важно оценить не экономические последствия эпидемии, а осознать, что «черные лебеди», подобные коронавирусу, могут появляться всё чаще и чаще, а ущерб от неконтролируемых природных и климатических чрезвычайных ситуаций будет только расти. И кто нам даст гарантии, что, справившись с последствиями COVID-19, мы в самом ближайшем будущем не столкнемся с новой, еще более масштабной эпидемией или катастрофой? Поэтому наиболее уязвимые сферы нашей деятельности быстрее всего требуют инноваций и инвестиций.

Однако любой кризис — это всегда новые шансы. Атипичная пневмония дала толчок китайскому интернет-буму. Во время эпидемии улицы Китая пустовали, люди старались минимизировать любые контакты. Команда Alibaba увидела потенциал в сложившейся неблагоприятной ситуации и правильно его использовала. Идея превратилась в Taobao, который сегодня обслуживает более 330 млн онлайн-покупателей.

Во время краха доткомов Google был молодой интернет-компанией, предложившей рынку кардинально новый продукт — поисковик с дружелюбным интерфейсом и уникальным алгоритмом выдачи результатов поиска. Это привлекло к компании и клиентов, и инвесторов даже во время кризиса. Amazon смог пережить весну 2000 года и даже вырасти благодаря нетипичной бизнес-модели: всю прибыль компания вкладывала в собственное развитие. Несмотря на обвал акций, у Amazon была подушка безопасности, которая позволяла тратить деньги на слияния и поглощения.

В контексте появления новых возможностей кризис 2020 года похож на предыдущие. Серьезно нарушив наши офлайн-коммуникации, он однозначно ускорит цифровую трансформацию. Сегодня в центре внимания всё, что упрощает дистанционное взаимодействие и помогает справиться с чрезвычайной ситуацией. Обучение повсеместно переходит в онлайн-режим. Правда, находчивые китайские школьники, массово занижая оценки онлайн-приложений, пытаются этот процесс саботировать. Медицинские чатботы помогают диагностировать симптомы вируса. Пациент в США получает помощь и медицинский контроль через специального робота, в карантинные зоны еду и лекарства смогут доставлять дроны. Эти проекты востребованы сейчас.

В ситуации постоянных изменений внешних параметров и факторов, влияющих на цепочки поставок, серьезную поддержку окажут технологии искусственного интеллекта. Например, анализ данных с помощью ИИ дает возможность поставщику одноразовых масок не только удовлетворять неравномерный спрос в условиях, когда потребитель сметает их с полок всех магазинов, но и обеспечить наличие товара в больницах, то есть в тех местах, где он имеет критическое значение.

В ближайшее время можно ждать роста стартапов, решающих проблему переноса в онлайн всех аспектов непроизводственных рабочих процессов. В Лос-Анджелесе набирает обороты проект, который предоставляет и организовывает удаленные рабочие места. По словам его основателя, все понимали, что «в течение следующих 5–10 лет представление о том, как следует вести офисную работу, изменится». Но никто не предполагал, что ситуация поменяется так быстро. В условиях вынужденной изоляции вырастет спрос на продукты, которые позволят людям сохранить качество жизни. К примеру, стоит ожидать интересных решений в сфере домашнего энтертейнмента. Дополнительный импульс получит развитие технологий обеспечения безопасности обмена и хранения данных. В новом мире телеконференций и дистанционных сотрудников подобные сервисы становятся максимально востребованными.

Не стоит думать, что кризис лучше всего преодолеют сильнейшие. Хорошо быть сильным, чтобы бороться с проблемой, но бессмысленно в борьбе с новой реальностью. Поэтому о вечно актуальном тезисе Чарльза Дарвина сейчас в своем обращении к инвесторам напомнил известный американский венчурный фонд Sequoia Capital: «Выживают не самые сильные и не самые умные, но наиболее приспосабливаемые к переменам».

Автор — эксперт по венчурным инвестициям

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир

Загрузка...