Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Одно окно и бизнес-климат

Какую поддержку получают молодые предприниматели и чего им не хватает
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Развитие малого и среднего бизнеса — один из приоритетов правительства на ближайшие несколько лет. Что государство делает, чтобы привлекать молодых людей в предпринимательскую деятельность?

В своём послании президент Владимир Путин заявлял, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП к 2025 году должен приблизиться к 40%. В более поздних документах цель была скорректирована — к 2024 году ожидается 32,5% МСП в ВВП.

В таких условиях особое внимание стоит уделить начинающим и молодым предпринимателям. Их инициативность способна помочь добиться амбициозной государственной цели.

Согласно информации, размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы России, начинающие предприниматели могут рассчитывать на поддержку в виде информирования и консультирования, инфраструктурную поддержку, поддержку инноваций и научно-технических разработок, помощь в ярмарочно-выставочной деятельности, правовом и бухгалтерском сопровож­дении, а также гранты, субсидии, компенсации и льготы. Чаще всего меры поддержки различаются в зависимости от региона предоставления.

Среди федеральных ведомств, которые предлагают помощь новичкам малого и среднего бизнеса, — Корпорация МСП, Министерство экономического развития, Агентство стратегических инициатив и Росмолодёжь. В регионах же предоставлением поддержки занимаются местные органы управления и филиалы госучреждений.

Образование и консультирование

Меры поддержки для молодых и/или начинающих предпринимателей принципиально делятся на три типа. Первый — это консультативная и образовательная помощь. Можно сказать, это услуги по введению начинающего бизнесмена во все детали организации своего дела. Здесь можно назвать и консультации в региональных центрах занятости, и тренинги и бизнес-школы при различных организациях, и стартап-акселераторы и инкубаторы. Молодым предпринимателям помогают от идеи, предлагая готовые бизнес-планы и схемы, до оформления документации на ту или иную форму предпринимательской деятельности, рекомендаций по выбору продвижения своего бизнеса, поиска грантов, инвестиций и финансирования. В одной только Корпорации МСП действуют две полноценные школы предпринимательства и отдельные тематические тренинги.

По мнению Павла Самиева, генерального директора аналитического агентства «БизнесДром», такая поддержка особенно полезна именно молодым бизнесменам, у которых минимум жизненного опыта.

— Начинающие предприниматели сталкиваются с трудностями в оформлении различных документов, регистрационных процедурах, в базовых вещах, — отметил он. — Учатся либо на собственных ошибках, либо подскажет кто-то из коллег по цеху. Здесь существуют разные формы помощи. В ряде регионов есть центр для предпринимателей, где можно получить такую информацию. Это востребовано как раз среди молодых предпринимателей, потому что они с такой информацией ещё не сталкивались, они более восприимчивы, и они эту информацию хотят получать, в отличие от предпринимателей, которые, может быть, имеют опыт, но на самом деле не очень разбираются и считают, что им ничего не надо.

Технопарки, коворкинги, льготы на аренду

Другой, не менее важный тип поддержки начинающих предпринимателей — это инфраструктурные льготы. К примеру, льготы на аренду помещений для размещения бизнеса или базы коммерческих площадей (Бизнес-навигатор Корпорации МСП), а также технопарки, коворкинги и другие формы общественных пространств, которые предоставляются начинающим бизнесменам до момента, когда они встанут на ноги.

Такие льготы, по мнению Павла Самиева, могут быть весьма кстати для бизнесов, которые не ориентированы на прямую прибыль и могут сильно пострадать, оплачивая аренду помещения.

— Такие льготы для предпринимателей очень важны, а есть ряд сфер, где они необходимы, — считает он. — Это может быть предпринимательство в социальной сфере или сфере услуг с детьми, в спорте. То есть в менее рентабельных сферах.

Однако льготная аренда доступна далеко не каждому.

— Здесь, надо сказать, потенциал ещё полностью не раскрыт, — отметил собеседник «Известий». — Если предприниматель хочет открыть детскую спортивную школу, не очень большой бизнес, он может получить финансовую помощь, но, например, арендовать помещение с льготной арендной ставкой практически невозможно. На самом деле это большая проблема. Во многих странах есть фонд аренды объектов, предназначенных как раз для таких случаев. У нас идут по пути, что это должно быть муниципальное предприятие, и тогда это социальная направленность, а где-то на стыке найти льготную аренду очень сложно. Не все же заявляются как инновационное предприятие.

Финансовая поддержка

Самым большим подспорьем для начинающих бизнесменов в любом случае является финансовая помощь. В России она предлагается в разных формах и разными организациями. Следует иметь в виду, что чаще всего молодым предпринимателем считается человек от 14 до 30 лет, хотя в зависимости от организации и конкретной субсидии возрастной ценз может меняться. Ключевой мерой, доступной абсолютно любому предпринимателю из сферы МСП, является льготный кредит. Но есть также и гарантии, субсидии, гранты, микрозаймы. Вариаций мер финансовой поддержки масса. Однако эксперты отмечают, что получить их может далеко не каждый, и уж тем более не каждый о них знает.

— Существует поддержка в виде выдачи поручительств-гарантий, льготных ставок по кредитам, но всё это касается предприятий из конкретных отраслей с особыми признаками. Понятно, что льготное финансирование под стартапы в сфере торговли было бы странно, наверное, делать, — считает Павел Самиев.

Неочевидной, но порой весьма полезной мерой поддержки является помощь в продвижении бизнеса. Здесь молодой предприниматель может рассчитывать на льготные условия по аренде рекламных площадей, помощь в участии в ярмарках и выставках, поддержку выхода на международные рынки и участие в госзакупках.

Есть ли одно окно

В теории всё звучит неплохо, но в реальности далеко не каждый начинающий бизнесмен получает всё то, на что имеет право. Если говорить о Москве, то здесь с поддержкой всё в порядке. Правительство города выделило отдельный сайт, на котором предприниматели могут узнать о тех или иных мерах поддержки, на которые они могут рассчитывать. Здесь можно в режиме онлайн узнать, как зарегистрировать новый бизнес, получить бесплатную консультацию, узнать о ближайших тренингах и, конечно, обо всех финансовых возможностях и льготах.

Для начинающих предпринимателей Москва — это центр притяжения, здесь есть множество технопарков, коворкингов, сервисов по аренде помещений и даже помощь в продвижении. Такая активность не может не отразиться на результате — доля среднего и малого бизнеса в ВВП Москвы за первую половину 2019 года составила 22,7%.

Аналогичный портал существует и для Пермского края, где можно узнать свежую информацию о ближайших тренингах и конкурсах субсидий. Чего не скажешь, к примеру, о Екатеринбурге. Информацию о федеральных мерах поддержки для молодых предпринимателей найти не так просто.

О проблеме неравномерного информирования о возможностях говорят и эксперты.

— У нас много форм субсидирования и поддержки, они иногда даже дублируют друг друга по регионам, но про них мало кто знает. Да, существует Бизнес-навигатор Корпорации МСП, но это немного другая история. В идеале должно быть, что предприниматель заходит в одно окно, вводит все свои опции и специализацию, и ему показывают, на какие льготы он может претендовать и что для этого нужно сделать. Как это сделано, к примеру, в МФЦ, — считает Павел Самиев.

Предприниматели из регионов согласны с этим мнением.

— Бизнес открывал на свои. Кто-то вечно говорит про субсидии на старте, но я не видел в своей практике, чтобы кто-то их получал, — рассказал Михаил Скворцов из Екатеринбурга. — Пару месяцев назад узнал о субсидиях от Минстроя и Минкомсвязи на сквозные технологии, цифровизацию и умный город. Думаю, в ближайшее время подготовим проект на эту тему и попробуем воспользоваться.

Что удержит молодых в регионах

Если молодые предприниматели не чувствуют поддержки своих начинаний в родных городах, они определённо будут стремиться в те регионы, где такая поддержка существует в избытке и доступна.

— Главная поддержка малому бизнесу — это рост спроса на их услуги. Если есть растущий спрос — и бизнес рентабельный. Для чего вообще нужна поддержка? Это политика по перераспределению активности по отраслям, то есть нужно простимулировать какие-то отдельные отрасли, в которых может быть низкая рентабельность, но отрасль важна. Тогда возникают меры, которые поддерживают эти отрасли. А вот в регионах общая экономическая ситуация, динамика спроса в отдельных сегментах, лёгкость открытия бизнеса должны быть беспроблемными. Это даже не поддержка, а тот самый бизнес-климат в общем понимании — это гораздо важнее, — полагает Павел Самиев.

Михаил Скворцов считает, что не хватает и образовательных программ.

— У молодых предпринимателей очень много крутых идей, открыть «на свои» не всегда представляется возможность, а банки редко выдают кредиты под такие нужды, — заметил он. — Уверен, что задача в KPI у мэрии на поиск таких новаторов сдвинула бы экономику и помогла бороться с монополизацией рынков. Образовательные программы однозначно нужны, сейчас, насколько знаю, очень сильно продвигают эту тему НТИ, АСИ и «Точки кипения», их инициатива даст хороший рост, считаю, что в таком формате и нужно продвигаться дальше. А так, конечно, снизить налоговую нагрузку на «новичков», иначе инновации и дальше будут утекать в Гонконг, Ирландию и прочие BVI.

Прямой эфир