Сквозные маршруты: МЦД перевезли больше 2 млн пассажиров, среди них — президент
До 8 декабря по Московским центральным диаметрам (МЦД) можно ездить бесплатно. С момента запуска новым наземным метро воспользовались более 2 млн пассажиров, сообщили в информационном центре департамента транспорта. О главных вопросах к работе МЦД и их будущем — в материале «Известий».
Выгодное предложение
С 25 ноября по 8 декабря поездка по МЦД будет бесплатной, заявил мэр Москвы Сергей Собянин. За это время специалисты окончательно наладят билетную систему, чтобы впредь не было никаких задержек. Те пассажиры, которые успели купить абонемент для поездок на электричках, могут сдать его в кассах на железнодорожных станциях.
Напомним, первые два диаметра были запущены на прошлой неделе, 21 ноября. Одними из первых пассажиров стали президент России Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев и глава РЖД Олег Белозеров. Глава государства в их сопровождении проехался по МЦД от Белорусского вокзала до станции «Фили» и обратно.
О проекте МЦД стало известно в ноябре 2017 года — Сергей Собянин и Олег Белозеров рассказали о нем на встрече с Владимиром Путиным. Проект удалось реализовать в обещанные сроки, и на прошлой неделе поезда проехали по первым двум диаметрам: МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово–Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино–Подольск).
Протяженность первых двух линий составляет 132 км. На сегодняшний день открыто 57 станций (в будущем их число увеличится до 66), из которых на 19 можно совершить пересадку — на метро, МЦК или радикальные направления МЖД. Время в пути из Одинцово до Лобни по МЦД-1 занимает 87 минут, из Нахабино в Подольск — 120 минут.
Кто в выигрыше
В первый день МЦД воспользовались больше полумиллиона пассажиров, сообщила пресс-служба АО «Центральная пригородная пассажирская компания». Общий прирост пассажиропотока в зоне, где работает ЦППК, составил 8%, или 40 тыс. человек.
В целом общественный транспорт стал доступнее для 4 млн жителей Москвы и Московской области. Пассажиры только первых двух диаметров сэкономят за год порядка 7 млрд рублей, подсчитали в департаменте транспорта Москвы. Одному жителю Москвы МЦД в среднем позволит сохранить до 22 тыс. рублей.
«Если раньше пригородные электрички существовали сами по себе, вне городского транспорта, то запуск МЦД кардинально изменит ситуацию. Теперь МЦД, Московское центральное кольцо (МЦК) и метрополитен работают как единая сеть с едиными тарифами, что очень выгодно для пассажиров», — объяснили в ведомстве.
Еще больше выгода для тех, кто ездит из области в Москву: с диаметрами удастся сэкономить до 79 тыс. рублей в год. Экономию подсчитали отдельно и для автомобилистов из Одинцово: пересев на МЦД, они смогут сберечь 50 тыс. рублей.
«Полмиллиона москвичей в районах, где нет метро, — Северный, Дмитровский, Восточное Дегунино, Можайский, Щербинка — получили скоростной рельсовый транспорт», — подчеркнул заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.
Но в выигрыше и те, кто не ездит на МЦД: московское метро за счет его запуска разгрузится до 12%, подсчитали московские власти. Это в конечном счете может и помочь разгрузить дороги, так как автомобилисты будут охотнее пересаживаться на общественный транспорт.
А как платить
Пока в новой системе разобрались не все. Московские власти предусмотрели это и перед запуском МЦД подготовили более 500 волонтеров для дежурства на новых станциях, особенно пересадочных. По их оценкам, только за три дня к ним обратились более 70 тыс. пассажиров.
Восемь из 10 самых популярных вопросов связаны с системой оплаты и приобретения карт. Новую «Тройку» покупать не нужно, имеющуюся можно активировать.
Есть несколько способов: 1) актировать карту в кассе метрополитена; 2) в автоматах по продаже билетов; 3) в желтых информационных терминалах. После перепрограммирования карты можно оплачивать поездку на МЦД и бесплатно пересаживаться на метро или МЦК. Если вы покупаете новую «Тройку», активировать никаких дополнительных функций не нужно. Первые дни такие карты раздавали на станциях МЦД.
«Тем пассажирам, которые не смогли пройти через турникет по своей карте «Тройка» или не успели перекодировать их, на станциях МЦД бесплатно выдали новые активированные карты, чтобы частично компенсировать неудобства. За два дня работы МЦД пассажирам раздали более 40 тыс. бесплатных «Троек», — рассказали в пресс-службе департамента транспорта.
Перепрограммировать карту нужно также владельцам социальной карты учащихся и студентов. А пенсионерам в первые месяцы работы диаметров нужно записать бесплатный билет на месяц в кассах ЦППК.
Социальные карты для проезда по МЦД нужно перекодировать и жителям Подмосковья. К 25 ноября эту операцию проделали свыше 15 тыс. человек. «Бесплатный проезд на московском метро, МЦК и монорельсе предоставлен для следующих льготников Московской области: лица, не достигшие 60 лет и получающие пенсию, один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель, один из родителей инвалида с детства и лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет», — пояснила министр социального развития региона Ирина Фаевская.
Гендиректор АО «Центральная ППК» Максим Дьяконов заявил 21 ноября, что оплата поездок банковскими картами на турникетах станций МЦД, вероятно, станет возможна до конца года.
В компании «Иволги»
Еще один распространенный вопрос: «МЦД — это только поезда «Иволга»?» Нет, не только. Московские центральные диаметры обслуживают на сегодняшний день поезда «Иволга», которые производятся на российском заводе «Трансмашхолдинг». Пока они работают в смешанном режиме с обычными электричками.
С 25 ноября увеличили составность поездов на МЦД-2, в течение двух недель власти Москвы обещают запустить более длинные поезда и на МЦД-1. Теперь это будут поезда по 11 вагонов, что позволит в часы пик вмещать на 30% больше пассажиров. По МЦД-2 также начали курсировать пара «Ласточек».
Места остановок поездов «Иволга» пометят по просьбе пассажиров специальной разметкой. Для пересадок и переходов навигация уже есть — нужно только найти обозначения D1 и D2. В часы пик продолжат работать дежурные волонтеры, к которым можно обратиться за советом.
Будет интереснее
На сайте Московского метрополитена в разделе МЦД (mcd.mosmetro.ru) собирают предложения граждан о том, как повысить удобство МЦД.
«Для нас крайне важно понимать, что мы можем доработать в проекте, и тем самым сделать передвижения пассажиров максимально комфортными на МЦД. Поэтому мы объявили сбор предложений от пассажиров через форму обратной связи на сайте. Любой желающий может оставить свое мнение о работе первых двух МЦД. Пассажиры прислали уже более 100 сообщений. Они предлагают идеи по оборудованию дополнительных навесов при переходах, подсказывают, где необходимо добавить навигацию, оценивают проект и делятся впечатлениями о первых поездках. В том числе одно из главных пожеланий пассажиров — увеличить составность поездов, уже реализовано», — рассказали в пресс-службе департамента транспорта.
Технические погрешности при запуске столь масштабных проектов неизбежны, отметил Сергей Собянин. «Над ними надо спокойно работать, последовательно и максимально, в короткие сроки устранять», — резюмировал он.
Проект действительно масштабный, перестроивший транспортную систему сразу двух регионов — Москвы и Подмосковья. К 2020 году число пассажиров, использующих МЦК, МЦД и метро, вырастет до 9,8 млн человек в сутки, прогнозирует департамент транспорта. Десять лет назад этот показатель был в 1,3 раза меньше — 7,5 млн.
Пока запущено две линии, но всего их будет пять: помимо МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» появятся МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». К 2025 году протяженность всех пяти путей достигнет 375 км — часть из них построят, а часть реконструируют. По словам Марата Хуснуллина, полностью завершить возведение диаметров и сопутствующей инфраструктуры планируется к 2025 году.