Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Северомуйский тоннель - 2» приблизился к концессионному соглашению

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Компания «Северомуйский тоннель – 2», учрежденная Группой «Сибантрацит» Дмитрия Босова, направила в правительство предложение о заключении концессионного соглашения с РЖД на строительство второго Северомуйского тоннеля. Срок концессии составит 10 лет, тоннель планируется построить за 5 лет, затем на такой же срок он будет передан в аренду ОАО «РЖД». По завершении концессии тоннель перейдет в собственность государства.

Подготовка к строительству нового тоннеля началась в августе этого года (управляет ходом строительства УК «ВостокУголь»). В настоящий момент уже завершаются работы по устройству фундаментов под модульные здания вахтового городка. Установлено ограждение стройплощадок, идет монтаж освещения и прокладка внутриплощадочных коммуникаций. Как сообщили в компании, уже начался монтаж несущих металлоконструкций основного цеха завода по изготовлению железобетонной обделки.

Вторая очередь Северомуйского тоннеля, как и первая, длиной в 15 км, призвана увеличить пропускную способность БАМа в Бурятии с нынешних 16 млн т грузов до 100 млн т. Новый тоннель фактически дополнит второй колеей существующий аналогичной длины, а также даст возможность обеспечить его ремонт, не перекрывая движение.

Строительство второй очереди Северомуйского тоннеля было запланировано еще в 70-е годы прошлого века, когда начиналось создание ныне действующего первого Северомуйского тоннеля. Однако строительство первого тоннеля затянулось по многим обстоятельствам. В том числе прокладка тоннеля под Северомуйским хребтом оказалась одной из самых опасных и сложных в мировом тоннелестроении из-за геологических особенностей Северо-Муйского горного хребта.

Планируемое строительство второй очереди Северомуйского тоннеля отвечает реализации поставленной президентом Владимиром Путиным задачи по увеличению пропускной способности БАМа для наращивания объемов российского экспорта, в том числе и угля, в страны АТР. Сейчас именно недостаточность транспортной инфраструктуры является главным ограничителем для увеличения экспорта.

Для решения поставленной президентом задачи Группа «Сибантрацит» еще в 2018 г. предложила построить второй Северомуйский тоннель без привлечения бюджетного финансирования. Инициативу поддержал президент России Владимир Путин.

Объем капитальных затрат на строительство нового тоннеля составит 60 млрд руб. без учета НДС. Источниками финансирования станет капитал, предоставляемый Группой «Сибантрацит», а также заемное финансирование, привлекаемое на рыночных условиях.

В этом году уже подписан контракт на $74 млн с мировым лидером тоннелестроения The Robbins Company (США) на проектирование, изготовление и поставку двух скальных однощитовых комплексов Crossover XRE, которые будут использоваться при проходке тоннеля. По техническим параметрам и возможностям работы в сложных геологических условиях эти комплексы признаны лучшими в мире. Они позволяют выдерживать мощное давление подземных вод и прокладывать тоннель со скоростями от 300 метров в месяц до 1 километра.

Планируется, что проходка первого щитового комплекса начнется с восточного портала уже осенью 2020 года. К началу 2021 года начнется проходка с запада.

В компании «Северомуйский тоннель-2» проект оценивают, как весьма амбициозный. В недавнем интервью «Независимой газете» ведущий специалист в области тоннелестроения, один из ведущих специалистов в области тоннелестроения, гендиректор подрядной организации «ТрансТоннельГрупп» Игорь Усольцев пояснил: «Построить Северомуйский тоннель для строителя-тоннельщика — это как спортсмену завоевать золотую медаль Олимпиады. Задачи при реализации предстоит решать масштабные: это и сложная геология, и большой водопроток, и гидростатическое давление, и немалое количество разломов. Уверен, для любого из тоннельщиков - большая честь принять участие в таком проекте. Это будет самый протяженный и самый сложный в техническом плане тоннель в России».

Читайте также
Прямой эфир