Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Киеве возмутились словами премьера Грузии о риске «украинизации» страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Мир
Пять мест базирования боевиков в сирийской провинции Хомс были уничтожены ВКС РФ
Общество
Еще девять человек арестовали в Дагестане по делу о хищении в сфере энергетики
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
Маск хочет профинансировать сбор подписей в защиту свободы слова в США
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Мир
Белый дом опроверг заявление Байдена о съедении его дяди людоедами
Общество
Уровень воды в Тоболе в районе Кургана превысил отметку в 10 м
Мир
СМИ сообщили об игнорировании Киевом просьб США прекратить удары по инфраструктуре РФ
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Менеджерская ложа

Директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок — о роли управленца в творческом коллективе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня в России проходит очень много форумов и мастер-классов для актеров, режиссеров, сценографов и других творческих деятелей. Но мы, как мне кажется, забываем еще об одной очень важной театральной сфере — организационной, к которой относятся директора, администраторы, маркетологи, пиарщики и другие специалисты, помогающие художникам свести их спектакли со зрителем, обеспечивающие работу театра и его продвижение.

Эта отрасль у нас почему-то все время оказывается на втором, а то и на третьем плане. Хотя сегодня очевидно, что без грамотного руководителя театр, каким бы он ни был прекрасным с точки зрения художественного наполнения, обречен на скудное существование.

При явном запросе на эффективных менеджеров мы наблюдаем нехватку высококлассных специалистов в этой отрасли. И если, условно, все наши актеры учатся по одной «азбуке» — системе Станиславского, то директора вынуждены ежедневно встраиваться в меняющую систему законодательства, во многом еще зависящую от формы подчинения театра — федеральной, региональной, муниципальной и так далее.

Одним из наиболее актуальных и болезненных вопросов для руководителей театров всех уровней (и я их прекрасно в этом понимаю) остается очень тяжелое, подчас безумно запутанное и не приспособленное под отрасль культуры законодательство. Причем федеральные театры работают по одним правилам, а, допустим, какой-нибудь театр из Петрозаводска — совершенно по другим и испытывает огромные трудности, потому что у них чиновники на местах возводят какие-то немыслимые административные барьеры. Бывает и такое, что благодаря работе театрального сообщества законодательство в конкретном регионе становится довольно лояльным, но чиновники на местах не вводят эти изменения в практику.

Когда я бываю в театрах у коллег, то всегда стараюсь обойти здание, подсмотреть что-то новое и интересное для себя. В одном из театров я увидел интересное решение для костюмерных, сфотографировал и отослал нашему завпосту. Теперь у нас такие же. Это и есть профессия директора театра — учиться всё время. Конечно, нам нужно учиться вместе — собираться, обсуждать проблемы, делиться опытом. Отчасти проблему призван решить стартующий вскоре фестиваль театральных менеджеров «Театр 2.1». Среди спикеров — практики, руководители успешных театров и сценических компаний, в том числе и вахтанговцы, котором тоже есть чем поделиться. Очень жду предстоящую дискуссию.

Не секрет, что в нашей отрасли существует огромная кадровая проблема. Как правило, любые кадровые изменения в Москве связаны с одними и теми же именами в лучшем случае, а в худшем — театр возглавляют люди, которые к нему, мягко говоря, вообще никакого отношения не имеют. Поэтому фестиваль — это еще и возможность посмотреть, кто есть кто: состав участников на 85% — руководители бюджетных учреждений культуры, и чиновникам стоило бы лично познакомиться со всеми и взять на заметку тех, кто адекватен, ясно излагает мысли, может сделать интересную презентацию, подкован в юридических вопросах и так далее.

Убежден, что для дальнейшего плодотворного развития театрального дела в России нам необходимо поддерживать, обучать и всячески стимулировать к росту театральных управленцев. И здесь важно задуматься, какова функция менеджера в творческом коллективе? Мы уже видим, как появляются полностью директорские театры. Хорошо это или плохо, я судить не берусь, но факт остается фактом. После того как на смену социализму в нашу страну пришел дикий для советского восприятия капитализм, роль театральных продюсеров увеличилась многократно.

И по большому счету от нас зависит, кто завтра будет управлять и развивать театры в России — прагматики, видящие в наполненных залах лишь денежные знаки, или люди, понимающие, что во главе театр стоит художник, которого необходимо свести со своим зрителем? В конце концов мы, руководители, лишь обслуживающий персонал, но от наших умений зависит то, насколько комфортно будет в театре актерам, режиссерам и зрителю.

Автор — директор Театра имени Вахтангова, заслуженный работник культуры РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир