Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Песков заявил о неизменности целей СВО
Политика
Лавров назвал чистосердечным признанием слова Борреля о войне Европы против РФ
Мир
В Кремле призвали к сдержанности на фоне эскалации между Ираном и Израилем
Мир
Экспорт газа РФ по «Турецкому потоку» в страны ЕС остался рекордным
Экономика
В ЦБ сообщили о росте средств россиян на банковских вкладах
Политика
Медведев назвал вероятным решение Запада о ликвидации Зеленского
Мир
Байба Браже стала новой главой МИД Латвии
Общество
Минздрав заявил о достижении всех показателей проекта «Здравоохранение» в 2023 году
Мир
В Париже запретили акцию против расизма и исламофобии
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Общество
Минобрнауки прокомментировало увольнение ректора Института русского языка
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Экономика
Эксперт указал на использование США стран ЕС для пополнения своего бюджета
Мир
В Кремле указали на индивидуальный характер ограничений поездок чиновников за рубеж
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Баку и Ереван наметили подвижки в переговорах по разрешению кризиса в Нагорном Карабахе. Об этом в интервью «Известиям» рассказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Однако он разочарован последним раундом диалога с армянской стороной в Нью-Йорке. Министр отметил: в рамках заседания Совета глав МИД СНГ в Ашхабаде вновь затронул эту тему с армянским коллегой Зорабом Мнацаканяном. Политик также рассказал, что в Баку в рамках безвизового режима между РФ и Азербайджаном будут рады видеть всех граждан России, в том числе армянского происхождения — никаких препятствий для их приезда нет.

— На расширенном заседании саммита министров иностранных дел СНГ в Ашхабаде вас и вашего армянского коллегу посадили рядом друг с другом. Исходя из этого, как вы оцениваете роль СНГ в решении азербайджано-армянского конфликта? Простирается ли она дальше в практическую область или заканчивается лишь попытками усадить Баку и Ереван рядом за одним столом?

— Изначально вопросом урегулирования между нашими государствами занималась ООН. Как известно, Совбез ООН, основной орган по поддержанию мира и безопасности между странами, во время горячей фазы в 1993 году определил форматы, заложил базис для урегулирования конфликта и принял четыре резолюции. Затем мирная инициатива была передана Минской группе ОБСЕ. Она и сейчас занимается урегулированием между Баку и Ереваном в соответствии с тем мандатом международной организации, который у нее есть.

Минская группа во главе с ее тремя сопредседателями — Россией, США и Францией — являются ключевыми агентами ОБСЕ для решения этого конфликта. Мы сейчас (на полях СМИД СНГ. — «Известия»), конечно, вкратце затронули эту тему — мы все понимаем, что на пространстве СНГ нерешенные конфликты только создают препятствия для любой деятельности, включая экономическую, гуманитарную и так далее. И все 10 стран, включая Азербайджан и Армению, признали, что необходимо найти скорейшее решение этого конфликта. Но следует признать: основная работа по урегулированию происходит в рамках Минской группы ОБСЕ, а не СНГ.

Церемония фотографирования перед заседанием в Ашхабаде Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ в расширенном формате. Слева –министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров и министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян. 10 октября 2019 года

Церемония фотографирования перед заседанием в Ашхабаде Совета министров иностранных дел государств – участников СНГ в расширенном формате. Слева — министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров и министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян. 10 октября 2019 года

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

— За последний год вы семь раз встречались с вашим армянским коллегой Зорабом Мнацаканяном, в том числе в рамках трехсторонних переговоров при участии российского МИД в Москве. Есть ли какая-то польза от этих встреч? Можно ли говорить, что появились какие-то подвижки в решении конфликта?

— Пока мы только ждем результатов. В последний раз мы встречались в США месяц назад. Я уже говорил, что, к сожалению, мы должны говорить не о переговорах, а именно о встрече. Хотя последняя такая встреча у нас с армянским коллегой была в Нью-Йорке при участии Минской группы, честно говоря, я ею немного разочарован.

Если мы хотим двигаться вперед и действительно хотим политического решения этого спора, то, конечно, нужно начать то, что называется моим любимым словом «субстантивные переговоры», — чтобы была какая-то субстанция, на основе чего бы и шел разговор. Да, мы вели переговоры, но минские сопредседатели в один момент сказали: а вот, понимаете, военные действия на линии соприкосновения...

Но, объективности ради, на протяжении последних лет — кстати, сколько уже? — начинали в Праге, потом это вылилось в Мадридский документ — на протяжении всех времен на линии соприкосновения было довольно горячо. И всё равно мы могли решать задачи, двигаться вперед и вели достаточно серьезные, постатейные переговоры о том, каким образом решать текущие вопросы — в первую очередь договориться, чтобы военные вернулись обратно в свои казармы, а люди, изгнанные из мест постоянного проживания, вернулись домой. И после этого все остальные вопросы можно было решать.

И то, что было заложено в Мадридский документ в 2008 году, затем в его пересмотренную версию за 2010 год, потом в Казанский документ — всё это перерабатывается, перерабатывается, но в принципе остается основой для переговоров. И мы всё время говорим нашим сопредседателям: мы никуда не денемся, надо сидеть и предметно вести переговоры с Ереваном по документу, который сегодня находится на столе.

Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян, министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров (слева направо) во время встречи в Доме приемов МИД. 15 апреля 2019 года

Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян, министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров (слева направо) во время встречи в Доме приемов МИД. 15 апреля 2019 года

Фото: ТАСС/Посольство Азербайджана

— Летом 2018 года между Россией и Азербайджаном произошел дипломатический скандал. 81-летняя Ольга Барсегьян, этническая армянка, пережившая блокаду Ленинграда, прилетела в Баку, но ее не выпустили из аэропорта и депортировали из страны. Мотивировали азербайджанские власти это тем, что ей как армянке будет небезопасно в Азербайджане. Инцидент вызвал возмущение в российском МИДе. Удалось ли теперь, спустя полтора года, уладить этот конфликт? Или можно сказать, что практика с недопуском в страну граждан РФ армянского происхождения стала нормой?

— Я не знаю насчет этого конфликта, так как-то не припоминаю. Иногда это делается исходя из пиаровских точек зрения — люди армянского происхождения знают о всей чувствительности этого вопроса. Мы говорим: если есть какие-то граждане России с армянскими фамилиями, которые хотят приехать в Азербайджан, — ради бога! Но пускай они заранее информируют как минимум наше посольство, потому что у нас с Россией безвизовый въезд, но информация, полученная заранее, позволит нам не допустить какие-либо эксцессы, учитывая эмоциональный фон в Азербайджане в отношении существующего конфликта. Мы всегда достаточно откровенно говорим на эту тему с российской стороной.

Справка «Известий»

Конфликт в Карабахе продолжается больше 30 лет — он начался в феврале 1988 года, тогда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о решении выйти из состава Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в карабахской столице Степанакерте власти НКАО объявили о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Баку не признал это решение, начался затяжной военный конфликт. В ходе решающих сражений Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом. С 1992 года при посредничестве Москвы, Парижа и Вашингтона ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан не признает право НКР на самоопределение и настаивает на сохранении своей территориальной целостности, в Ереване с этим не согласны. Последний защищает интересы непризнанной республики, так как представители Нагорного Карабаха сами не присутствуют на переговорах — против выступает Азербайджан.

Последний раунд переговоров между армянским и азербайджанским руководством проходил в Ашхабаде 10 октября — премьер Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев встретились и обсудили ситуацию в Карабахе. Другие подробности переговоров не приводятся. Надо отметить, что значительная разрядка напряженности в зоне конфликта в регионе произошла после аналогичной встречи лидеров двух стран (тогда Армению представлял действовавший премьер Роберт Кочарян) на полях саммита СНГ в Душанбе в сентябре 2018 года. По итогам переговоров был установлен канал связи между министерствами обороны двух стран, это позволило существенно сократить число перестрелок.

Прямой эфир