Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
2019-10-02 13:57:21">
2019-10-02 13:57:21
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце сентября в супермаркете «Ашан» в торговом центре на Ходынском поле разгорелся скандал: охранники, заподозрив школьницу в воровстве, пытались заставить ребенка признаться в краже. И пока родители мчались на место ЧП, вызывая параллельно полицию, девочка, сжимая чек на газировку и мармелад, сидела на полу, чтобы охранники не смогли ее никуда увести. «Известия» разбирались в истории.

«Беги, а я тебя догоню»

О ситуации рассказала мама девочки Светлана, опубликовав пост в Facebook под ником Лана Ласс. Девочка (мама называет ее в посте Скрепка) отправилась в «Ашан» за мармеладом и газировкой. Заплатила за покупки, но на выходе у охранников возникли вопросы к подростку — заподозрили в краже.

«В воровстве обвинить девочку, отказывающуюся воспользоваться возможностями даже списывать на уроках или олимпиадах, так как «это же нечестно!». Давить и угрожать судом и прочим, типа: «Не понимаешь, в чем дело? Тогда беги, а я тебя догоню!» Или: «Да если бы я тебя задержал, ты бы уже лицом в пол лежала». Или: «Какая хорошая актриса! Чего ты тут театр со слезами устраиваешь и на публику играешь!», — описывала ситуацию мама Скрепки. Девочка успела сделать всего один звонок и дальше уже не выходила на связь. — При этом ей постоянно говорили о том, что ей нужно идти со взрослыми, не представившимися мужчинами в подсобку, служебные помещения. А когда собравшая волю в кулак Скрепка обратилась к проходящим мимо людям за помощью, эти сотрудники (прячущие бейджи, кстати) стали всем подряд рассказывать, что поймали «рецидивистку».

Школьница села на пол и высыпала содержимое рюкзака, чтобы все видели. Это притом что ребенок, со слов матери, сразу показал рюкзак при выходе.

Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
Фото: Pixabay

«Она одна сидела на полу торгового центра и рыдала. Ей было страшно. И обидно. Ведь она почти сразу попросила вызвать полицию. И охрана «Ашана» сказала, что «уже вызвали, не волнуйся!» Она ждала помощи, пока родители спешили к ней. А полиции не было. Знаете, почему? «Ашан» ее обманул. Они не вызывали никого. Они просто хотели «разобраться» с несовершеннолетней по каким-то своим правилам».

Отец с матерью неслись из разных углов города, нарушая ПДД, на ходу звоня в «112». В это время вокруг ребенка собиралась толпа — говорили слова поддержки, гладили по голове, обнимали, снимали происходящее на телефон. Какая-то девочка села в круг рядом. Когда Светлана вбежала в торговый центр, сотрудники Росгвардии рассматривали распечатанное с камер видеонаблюдения фото «воровки».

«На фото не было видно, что та крадет. У нее была короткая прямая челка выше линии бровей, а фото достаточно свежее. И я не знаю о людях со сверхспособностью, отращивающих за месяц волосы на 20 см. Да у моей дочери нет челки», — писала Лана Ласс. Женщина благодарила неравнодушных покупателей и приехавших на место полицейских.

В беседе с «Известиями» мама школьницы рассказала, что сейчас с девочкой работает психолог.

«В воскресенье она встала с синяками под глазами и хмурая. И... снова уехала учиться. А вечером был срыв из-за какой-то бытовой мелочи. Психолог сказал, что она поступила идеально с точки зрения самосохранения, но работать с ней надо», — пояснила Светлана.

Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
Фото: Depositphotos

Под постом появился и комментарий представителя «Ашана» в Facebook — проводится внутреннее расследование, выясняют все обстоятельства.

«Данные сотрудники ЧОПа были незамедлительно отстранены от работы в торговом зале, — отметила представитель компании и заверила: — Со своей стороны мы обязательно обеспечим, чтобы с сотрудниками было проведено дополнительное обучение по нормам поведения для обеспечения безопасности и комфорта посетителей магазина».

Был и телефонный звонок. Как рассказала мама, представители «Ашана» извинились, предложили встретиться, но уточнили, что такие ситуации у ритейлеров не редкость.

«Эмоциональный фашизм»

Пост Светланы набрал больше 5 тыс. лайков, количество комментариев перевалило за 2 тыс. Люди сочувствовали и вспоминали свои истории 10-летней давности и совсем свежие, которые произошли с ними, их детьми и близкими. Так пост превратился (нет, не в стену плача) в хронику психологических травм и руководство к действию одновременно.

«Я, правда, не ребенок, но полтора года назад меня в сети магазинов просили в грубой форме и с оскорблениями вывернуть рюкзак. Я объясняла, что они не имеют права без полиции. Мне рассказали об опыте сидения в тюрьме, типа «пока ты тут работала и училась, я с такими людьми сидел», — пишет Zlata Sentsova. — Я тоже как-то сообразила, что нужно громко шуметь. Чтобы все вокруг слышали. И меня спас мой возраст и шум. Потому что охранник абсолютно был уверен, что при покупке на 2500 рублей я украла из магазина мыло или зубную пасту».

Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«У нас был подобный случай в магазине. Охранница обыскала моего сына, мальчика восьми лет, на глазах у всех... Естественно, у него ничего не было. Он просто заглянул (искал бабушку), в зал даже не входил... Я разобралась, мало не показалось!» — вспоминала Надежда Кузякова.

Наталья Гришель поделилась, что похожая ситуация произошла с ее 17-летним сыном — записи на видеокамерах не было, а поводом к разбирательству послужил найденный на полке откушенный кем-то гематоген.

«Он был как кремень. Сказал, чтобы вызывали милицию и вместе разбирались. Охранники вели себя по-хамски, запугивали. В милиции ограничились записью произошедшего и отпустили. Пять часов ада», — отмечает женщина.

У Ирины Ющенко сын-пятиклассник тоже оказался не из робкого десятка — «сумел отбиться, процитировав Конституцию и какие-то законы».

«Но сам факт — докопаться до человека с чеком только потому, что он несовершеннолетний...» — возмущается пользователь Facebook.

Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Это вопрос к охране магазинов вообще, наверное. На мою дочь накинулись охранники супермаркета около дома. Она читала состав одной конфеты на развес (аллергия на патоку, поэтому проверяла). Какой-то бабке показалось это подозрительным, на кассе дочку уже ждали. Хорошо, что я была рядом. Но это всё было так грубо и мерзко. В магазине около дома, где каждый кассир уже в лицо знает. А тут были какой-то новый ретивый охранник и старший смены, — написала Natasha Agapova. — Какое-то время настолько было противно туда заходить, что пользовались магазинами дальше от дома».

«Когда оказываешься инициатором, катализатором стольких рассказов (вскрытий) о психологическом насилии, когда понимаешь, что для них это не прошло даром, становится неуютно, — признается автор поста Светлана. — Но я надеюсь, что эта волна не останется обычным хайпом. И взрослые «дяди» всерьез задумаются, что можно и необходимо изменить, чтобы о Москве, о России меньше говорили как о территории эмоционального фашизма с огромным количеством жертв».

Берегов не видно

Стражи на рамках нередко превышают свои полномочия, доходит до рукоприкладства. Так, 24 сентября в Красноярске на покупателя супермаркета набросились с дубинками. Это особый, тяжкий случай, который, хочется надеяться, не пройдет без последствий. Психологическое давление не столько очевидно, но распространено. Как писали «Известия», магазины берут подобную тактику на вооружение — упреждают преступление, не дожидаясь попытки выноса товара.

«Мы проводили анализ и убедились в том, что куда эффективнее разоблачать воришку еще до того, как он пройдет через рамку. Просто подходишь к нему и говоришь, дескать, видел, что вы спрятали под рубашку», — пояснял сотрудник администрации крупного ритейлера бытовой техники.

Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

«Наша жизнь не сводится к тому, что мы вечно должны быть в борьбе со своими согражданами, но, с другой стороны, надо этому уже положить конец. Потому что вся эта история действительно очень серьезная и неприятная — это унижение человеческого достоинства. Пострадали и ребенок, и родители, — говорит «Известиям» сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин. — Все обсуждают, а магазин занял позицию «моя хата с краю, ничего не знаю», охранники виноваты». Во всех этих историях неприятно то, что магазинам как торговым предприятиям до сих пор удается выходить сухими из воды. Юридически магазин нанимает какую-то фирму, которая оказывает ему услуги — смотрит за порядком. И когда возникают подобные разбирательства, магазин начинает говорить о том, что «мы наняли их за порядком смотреть, а они вон какие плохие, что они себе позволяют», «мы в домике», хотя сами науськивают, чтобы охранники проявляли «рвение». Если бы мы и правоохранительные органы сделали акцент на том, что магазин, принимая на работу сотрудника (неважно, в качестве кого — за порядком смотреть или полы мыть), относил всё к своим предпринимательским рискам и последствиям для всех этих лиц, тогда бы и ситуацию можно было рассматривать по-другому».

Показывать вещи только по желанию

Мама девочки в конце поста написала руководство к действию в подобных ситуациях, от которых не защищен никто, особенно дети. Итак, в любой непонятной ситуации надо: оставаться вежливым; попытаться выяснить причину; ни в коем случае не ходить ни в какие помещения вместе с охранниками; вызвать со своего номера полицию по телефону «112» (можно назвать телефон родителей, чтобы помогли связаться). А еще обязательно поднять шум, привлекая внимание прохожих, и стараться снимать происходящее, лица, бейджи на телефон (просить очевидцев поделиться видео).

Психолог, автор книг для родителей Юлия Василькина в беседе с «Известиями» отметила, что полностью согласна с рекомендациями мамы девочки. И да, на ровном месте произошла травматичная для ребенка ситуация.

Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

«Однажды я сама стала свидетельницей сцены в магазине, когда парень (по контексту было ясно, что он что-то стащил, но его отпустили) пришел, чтобы еще раз извиниться. Было видно, что он осознал свой поступок. Он был очень воодушевлен. Но реакция охранника стала холодным душем: он стал оскорблять парня в самых разных выражениях, явно закреплял свое превосходство. Настроение парня переменилось, он стал озлобленным и, сказав «я тебя урою», ушел. Вот так унижение и насилие действуют на человека, возможно, разматывая цепочку насилия в будущем», — вспоминает психолог и просит быть неравнодушными к подобным ситуациям.

Если ваш ребенок прошел через унижение, его несправедливо обвинили в краже, вернулся домой в слезах, то специалист советует, во-первых, убедить его в том, что вы на его стороне.

«И не стоит говорить: «Ты, наверное, действительно пытался это сделать» или: «Не бывает дыма без огня». Еще как бывает, — говорит Юлия Василькина. — Вам нужно вместе прийти в тот магазин, где всё произошло, вызвать полицию. С большой долей вероятности на ребенка снова начнут нападать, поэтому будьте готовы держать оборону. Ребенок должен знать, что он под вашей защитой, именно это самое важное. Разговаривая потом, делайте акцент на том, что он вел себя правильно, раз не пострадал. Еще и еще раз проговорите, что именно он сделал для своей безопасности».

Нужно быть готовым к тому, что ребенок может стать плаксивым или взрываться по мелочам, или у него могут обостриться страхи. Главное, не сердиться на это, обратиться к психологу и следовать его рекомендациям.

«Поддерживайте ребенка в том, чтобы он, как и прежде, ходил в магазины, чтобы страх не закрепился. Вы можете сказать, что такие случаи всё же редки, но даже если вдруг повторится, то он уже знает, как действовать. Повторите вместе правила обеспечения своей безопасности, главные из которых — никуда не уходить с охраной, звонить родителям и в полицию. А также, в случае запугивания, привлекать внимание окружающих», — рекомендует специалист.

Держи рюкзак шире: как школьницу приняли за воровку в супермаркете
Фото: Depositphotos

«Охранник может рассчитывать только на ваше участие: если в ответ на его вежливость вы сами захотите показать товар, который вы купили, вашу сумку. Но если вы считаете, что он недостоин смотреть в вашу сумку, то он не имеет права настаивать и может только вызвать полицию. Охранник не наделен никакими полномочиями, он не сотрудник правоохранительных органов, — объясняет Алексей Егармин. — Его заключение, что он кого-то подозревает, — это его сугубо частное мнение, которое ни на что не влияет. Даже если с его стороны идут какие-то потуги, самое правильное — вызвать полицию. В нашем случае был ребенок. Взрослые имеют жизненный опыт, а ребенка можно просто запугать: подошел какой-то амбал, начал проявлять агрессию. Тут и взрослый не сразу сообразит, а ребенок тем более. Конечно, надо привлекать внимание, кричать в надежде на то, что кто-то вмешается. Могут и закрыть, и дубинами избить. Если люди неадекватные, они могут совершить и более серьезное преступление».

Сейчас родители девочки приходят в себя: разбираются с видеоматериалами происшествия, общаются с юристами и полицией.

«Когда я ехала в «Ашан», было одно желание: быстрее выдернуть оттуда ребенка. А не «бить морды и почки», как советовали на эмоциях сопереживающие люди. Важно поддержать «детскую» тему — психологическое насилие над несовершеннолетним, которое часто и не оценивается как насилие, — Светлана не хочет ничьей «крови». — Еще мне не нравится, что снова из охраны сделают козлов отпущения. Типа организация, прописавшая для них правила «игры», ни при чем. Ситуация разворачивалась в течение часа, но дело в том, что сотрудники «Ашана» наблюдали и не вмешались».

«Я бы довел дело до конца — до конкретного решения, и как можно более сурового, — говорит сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей. — Потому что мы должны защищать своих детей и не давать повода сомневаться в том, что подобные действия охраны могут пройти безнаказанно».

Загрузка...