Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Депутат рады заявил о потере на Украине «справедливости во всем»
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Общество
В Курганской области число подтопленных домов и участков приблизилось к 1 тыс.
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Сальдо рассказал о провальных попытках ВСУ форсировать Днепр на резиновых лодках
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Здоровье
Пластический хирург предупредила о рисках от ринопластики
Общество
Стало известно, как часто для повышения на работе требуется высшее образование
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Общество
Юрист допустил попытку рейдерского захвата в деле экс-гендиректора Merlion
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сергей Соловьев сторонится официоза, предпочитает работать с друзьями и считает, что лучший способ помолодеть — снять кино о молодом человеке. Режиссер легендарных фильмов «Асса» и «Сто дней после детства» отмечает 75-летний юбилей без особой помпы — лишь небольшой товарищеской вечеринкой в «Школе современной пьесы». Накануне праздника мастер рассказал «Известиям» о том, почему только сейчас решил открыть свой театр и стоит ли ждать обещанную картину с Пьером Ришаром.

— Начну с очевидного вопроса: как все-таки будете отмечать?

Мне бы хотелось отметить так, чтобы никто о моем дне рождения не знал. И чтобы даже я не знал — спрятаться где-нибудь в лесах или полях нашей необъятной Родины. Хотелось бы так, но никогда так не получается. Поэтому отмечаю, как обычно, в тесном кругу. И я очень благодарен тем, кто принимает участие и не забыл про эту дату. Спасибо всем большое.

— Ученики вашей мастерской что-то готовят? Капустник, например?

— Не знаю даже. Они столько уже всего наделали, чтобы еще и это... Эта мастерская очень хорошо поработала, выпустила сразу семь законченных спектаклей, поэтому мне бы не хотелось их обременять еще и капустником в собственную честь (смеется).

— В начале года вы объявили о создании своего театра-студии «САС». Между тем спектакли вы ставите давно — с учениками и не только. В 1990-е гремели ваши постановки Чехова в Малом театре и «Содружестве актеров Таганки». Почему решили создать свой театр только сейчас?

— Как в древних текстах написано: «Есть время разбрасывать камни, есть время их собирать». И вот у меня такое ощущение, что сейчас пришло время собрать всё лучшее, что мы делали с ребятами за последние, скажем, пятнадцать лет и попытаться сделать настоящий полноценный театр. Учебные постановки долго не живут, а мне бы хотелось продлить им жизнь. Не так давно я целиком поставил «Войну и мир». У нас не было подходящего помещения, и мы показывали спектакль просто в студенческой аудитории. Постановка шла семь часов! Сейчас хочу сократить ее до шести и вернуть на сцену.

Режиссер Сергей Соловьев перед научно-практической конференцией «ВГИК – инновационный центр экранных искусств»

Режиссер Сергей Соловьев перед научно-практической конференцией «ВГИК — инновационный центр экранных искусств»

Фото: ТАСС/Алексей Филиппов

— Вы часто привозили на ваш фестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске постановки предыдущих мастерских. Они, получается, тоже войдут в репертуар театра?

— Обязательно. Я хочу по возможности собрать в театре всех людей, всех учеников, которые мне нравятся, интересны и милы. Со всех выпусков.

— Театр-студия будет кочевать по разным площадкам или у него будет свой дом? Вы не общались с чиновниками по этому поводу?

— Мне грех на кого-нибудь обижаться — мне предлагают разные варианты, и я сейчас вместе с художником, вместе со своими сотрудниками выбираю постоянную площадку.

— К слову, об учениках. Вы воспитали не одно поколение режиссеров, многие из которых вполне успешны в профессии, — например, Рашид Нугманов, Анна Меликян, Егор Баранов. Были у вас студенты, которые подавали большие надежды, но так и не состоялись? Есть имена, которые как-то несправедливо забыты?

— Вы знаете, они все подают надежды и у всех судьба своя. Но тут ведь как — нужно разделять личные усилия режиссера, талант и его кассовое везение. Здесь многое зависит от тех, кто занимается прокатом. Не у всех сразу всё получается. Но и из временных неудач, мне кажется, не нужно делать инфернального несчастья. Пока дела идут вот так, а потом пойдут наоборот.

— В одном интервью вы рассказывали про потребность постоянного общения с молодыми. Многие ваши фильмы — та же «Асса», «Нежный возраст» или «Сто дней после детства» — про молодость и взросление. А себя вы на сколько лет ощущаете?

— Всё зависит от истории, которую я хочу рассказать. Допустим, мой последний фильм «Ке-Ды» был о парне призывного возраста, которого забирают в армию. Значит, столько лет на этой картине было и мне.

— Это про кино, а в жизни? У Кира Булычева был рассказ про ученого, который распылил чудо-порошок, чтобы жители его города приобрели облик в соответствии со своим внутренним возрастом. Старики превратились в школьников, школьники — в стариков, и мало кто остался собой.

Я ощущаю себя на свои годы. И никакого порошка мне не надо. Всякий возраст имеет свои прелести, свои радости и свои открытия. И мой возраст открывает вещи, которые раньше я не знал или не понимал. Поэтому я рад своим 75.

Кинорежиссер Сергей Соловьев (справа) и исполнитель одной из ролей в фильме «АССА» Сергей Бугаев

Кинорежиссер Сергей Соловьев (справа) и исполнитель одной из ролей в фильме «Асса» Сергей Бугаев

Фото: ТАСС/Олег Иванов

— Александр Житинский в книге «Путешествие рок-дилетанта» вспоминал, как ему, обычному советскому человеку, было трудно настроиться на молодежную волну. Когда делали «Ассу», вам потребовалась какая-то внутренняя перестройка?

— Вы знаете, нет, ничего такого не было. Всё было органично, потому что я всегда стараюсь делать свои картины не с исполнителями, а с друзьями. Мы сначала подружились с Борисом Гребенщиковым, а потом начали вместе работать. А это совсем другой разговор.

— Вы как режиссер всегда следили за актуальной музыкой — Гребенщиков, Цой, а в наши времена работали с Сергеем Шнуровым и Бастой. Следите за тем, что происходит сейчас?

— Слышал много разного, мне в этом помогает дочь. Она кинокомпозитор, училась в Лос-Анджелесе, а теперь пишет музыку для Голливуда. На днях как раз у нее была премьера последней ее картины там («Страшные истории для рассказа в темноте» продюсера Гильермо дель Торо; Анна Друбич также выступила композитором на четырех фильмах Сергея Соловьева. — «Известия»).

— В воспоминаниях вы упоминаете о множестве сценариев, которые в силу обстоятельств так и не стали фильмами, — «Все наши дни рождения» Геннадия Шпаликова, кинобиография Тургенева и другие. Есть вероятность, что вы вернетесь к каким-то из них?

— Конечно. Если Бог дает делать, нужно обязательно сделать. Иначе это неправильно по отношению к собственной жизни. Все неснятые фильмы — ее часть. Неправильно это и по отношению к замыслу того, кто тебя посылал сюда, в этот мир, и послал явно с какой-то целью. Сейчас я работаю над русско-французской картиной «Елизавета и Клодиль» и заканчиваю сценарные доработки к «Метафизике любви» про отношения Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо.

Режиссер Сергей Соловьев

Режиссер Сергей Соловьев

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— На роль Тургенева вы раньше пробовали Олега Янковского. Уже думаете, кем его заменить?

— Конечно, думаю. Но не скажу (смеется).

— А на каком этапе сейчас «Елизавета и Клодиль»? Скоро ждать премьеру?

— Удалось отснять обширные пробы. Найдены актрисы — замечательные французские девушки. Идея пригласить Пьера Ришара на одну из ролей еще в силе. Снимем его обязательно.

Справка «Известий»

Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в городе Кемь Карело-Финской ССР. Выпускник ВГИКа, где сейчас активно преподает на режиссерском факультете. В кино пришел как мастер экранизации русской классики, но первый большой успех ему принес фильм «Сто дней после детства» о современном пионерлагере («Серебряный медведь» за режиссуру в Берлине).

Поставил один из главных фильмов перестройки, завоевавший культовую славу, — «Асса». Среди других известных фильмов — «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Нежный возраст» (Гран-при «Кинотавра»-2001), «Анна Каренина» и многие другие. Лауреат также фестивалей в Венеции и в Москве (приз за вклад в мировой кинематограф). Президент фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Народный артист России.

Прямой эфир