Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Подходит к завершению подсчет голосов на украинских парламентских выборах, и уже можно констатировать победу президентской партии «Слуга народа» со значительным отрывом и серьезное обновление Верховной рады. По предварительным данным, также в украинский парламент проходят «Оппозиционный блок — За жизнь», «Европейская солидарность», «Батькивщина» и «Голос». По мажоритарной системе еще восемь партий делегируют в раду своих представителей. Порядка 50 депутатов на данный момент не примкнули к политическим силам, они принимали участие в выборах как самовыдвиженцы. Однако представителям «Слуги народа» вполне хватит своих политиков для формирования однопартийного большинства и самостоятельного формирования кабмина. Этот процесс должен завершиться в конце лета, максимум в начале осени.

Один из наиболее обсуждаемых сейчас — вопрос, касающийся фигуры нового премьер-министра, который и будет формировать ключевые тренды экономической политики государства. Среди наиболее вероятных претендентов на эту должность называют заместителя исполнительного директора Международного валютного фонда от Украины Владислава Рашкована, секретаря СНБО Украины Александра Данилюка и главу правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева.

Для украинских граждан вполне может оказаться неожиданной новость о том, что все претенденты на должность премьера, мягко выражаясь, не будут стремиться к социальной справедливости и обременять себя мыслями о судьбе народа. Можно утверждать, что для Украины новая вертикаль власти нестандартна и несет много возможностей, но в то же время и угроз.

Для российско-украинских отношений новая конфигурация власти в Киеве становится окном возможностей, но в достаточно проблемных условиях. На политическом уровне, вероятнее всего, будет установлен диалог, но сомнительно, что России удастся убедить нового президента Украины отказаться от евроатлантической мечты.

В рамках экономического трека перспективы куда более радужные. Однако в нынешних условиях России необходимо попытаться совместить элитарный уровень взаимоотношений и целенаправленную работу с населением Украины для поступательного сближения. Очевидно, именно сейчас наступил тот момент, когда следует выбрать стратегию двусторонних отношений и планомерно ее реализовывать.

Рассматривая украинский транзит власти, стоит остановиться на проблеме, связанной с урегулированием конфликта в Донбассе. Начиная с президентской избирательной кампании, Владимир Зеленский и его окружение посылали достаточно большое количество противоречивых сигналов относительно прекращения гражданской войны. До сих пор есть ощущение, что у новой политической элиты отсутствует системный план, который она могла бы предложить.

Сейчас происходит процесс формирования центров принятия решений и интеллектуальной подпитки этого процесса. В него самым активным образом вовлечены уже упомянутый Александр Данилюк, заместитель главы офиса президента Украины Вадим Пристайко, полномочный представитель Украины в контактной группе Леонид Кучма, представитель Украины в политической подгруппе в Минске Роман Бессмертный и некоторые другие члены команды нового президента. С одной стороны, наблюдается более приемлемая риторика относительно конфликта (если сравнивать с временами президентства Порошенко), но до четкого определения позиции Киева еще достаточно далеко.

Получение полного контроля над парламентом (скорее всего, и конституционного большинства) заново открывает трек политических аспектов Минских соглашений. Теперь всё более актуальны вопросы особого статуса для ДНР и ЛНР, прямые консультации с представителями донбасских республик, амнистии и, естественно, конституционной реформы, которая указана в договоренностях. Мяч в очередной раз на стороне Киева, и теперь есть все возможности начать игру по уже определенным правилам.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир

Загрузка...