Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завтра мы отмечаем День России. В преддверии этого праздника обычно много говорится красивых слов о любви к Родине. Но что значит это на практике? Любить Россию можно по-разному. Для этого нет нужды обнимать березку в таежной глубинке или играть на балалайке посреди Старого Арбата. Любовь не в словах, а в том, что ты реально делаешь. Сегодня поклонников нашей культуры можно встретить в любом уголке планеты, и эти энтузиасты вопреки всему возводят мосты дружбы и прокладывают тропинки в мир добра и надежды.

Недооцененные, к сожалению, Россией, они выполняют абсолютно колоссальную работу по продвижению нашей культуры, искусства и языка. В частности, строят русский театр в самом широком и прекрасном смысле этого слова. Театр, объединяющий вокруг себя целые сообщества европейцев, американцев, австралийцев, начинающих учить русский язык, читать Чехова, Пушкина и Гоголя, слушать Чайковского и Рахманинова.Так совершенно естественно и органично через призму театра люди мира начинают погружаться в русскую литературу, историю и культуру, а как итог — лучше понимают нашу страну. Гоголь сравнивал театр с кафедрой, с которой можно «сказать миру много добра». С тех пор прошло почти 200 лет, но русский театр по-прежнему исповедует эту философию.

В этом году третий фестиваль «Мир русского театра» проходил в Берлине в рамках Международного культурного проекта «Русские сезоны». Для нас это очень важно, потому что в команде проекта «сезонов» мы увидели, по сути, единомышленников, подумали, что было бы очень здорово обьединить наши гуманитарные усилия, и искренне рады, что нашли понимание. Это важно и для участников нашего фестиваля — они получают более широкую площадку, чтобы уже в рамках «Русских сезонов» показать, как в их лице русская культура успешно существует вне границ, барьеров и пространств.

Дирекция фестиваля получила около 30 заявок на участие. Экспертный совет отобрал восемь лучших спектаклей из Австрии, Великобритании, Германии, Израиля, Франции, Дании и Финляндии. Все они шли на русском языке, но большинство — с титрами на немецком или английском. Мы традиционно подготовили для участников образовательную программу. Театровед Ольга Егошина выступила с лекцией о современных тенденциях в российском театре и новых режиссерских именах. Профессор Щукинского театрального института режиссер Владимир Иванов провел круглый стол о значении театральной школы и традициях. Заслуженная артистка России Ольга Тумайкина — занятия по мастерству актера, а так же творческий вечер, посвященный народному артисту СССР Владимиру Этушу.

Особенность нашего фестиваля еще и в том, что он не ограничивается лишь четырехдневным форумом в Европе. Мы всегда мечтали привозить лучшие работы в Россию, и эти мечты удалось реализовать — «Театральный мост Берлин-Москва» откроем уже этой осенью. В сентябре совместно со столичным Театром МОСТ покажем российским зрителям лучшие работы прошлого берлинского фестиваля — философскую японскую притчу «Женщина в песках» (Израиль), «Ласточку» по Тургеневу (Варшава), очень красивый мелодичный спектакль, а также литературно-поэтическое творение «Поверх барьеров» (Нью-Йорк) — о Пастернаке и его трех музах.

Мы надеемся, что связь русскоязычных театральных деятелей, живущих в разных уголках мира, будет укрепляться. Я, кстати, уже наблюдаю эту тенденцию. На нынешнем фестивале был представлен совместный проект датского театра «Диалог» под руководством Татьяны Дербеневой и режиссера русского театра из Польши Жанны Герасимовой. В прошлом году они пообщались у нас на фестивале и решили вместе выпустить спектакль «Дурман, или Игра воображения», повествующей о русской и украинке, каждая из которых пытается найти родственную душу.

Чем больше я общаюсь с этими людьми — руководителям театров и актерами, чем больше узнаю о том, как им живется вдали от родины, какими усилиями удается развивать и продвигать свой русский театр, тем чаще нахожу них определенные сходства. Они не просто энтузиасты своего дела. Они по своей сути — миссионеры, творящие в формате народной дипломатии. Чаще всего их театры не приносят особой прибыли, скорее наоборот, вынуждают к постоянному поиску средств на выживание, на новые постановки, на поездки и гастроли. Но они увлечены своей миссией, объединяя вокруг себя таких же увлеченных и деятельных энтузиастов.

Автор — президент фестиваля «Мир русского театра»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир

Загрузка...