Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Свой язык ближе: россияне назвали самые важные школьные предметы

В списке приоритетов не оказалось домоводства, истории искусства и военного дела
0
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне хотят, чтобы в школах больше внимания уделялось преподаванию русского языка и истории. За последний год также вырос интерес к физкультуре. Таковы результаты нового опроса «Левада-центра» (организация включена в реестр НКО-иноагентов), имеющегося в распоряжении «Известий». Четвертое место в предпочтениях родителей школьников занимают иностранные языки. Для взрослых важнее, чтобы дети глубже изучали родные. А вот интерес к домоводству, философии, основам религии и военному делу оказался невысок.

Гуманитарный голод

Российские граждане считают, что сейчас в школах нужно больше внимания уделять преподаванию русского языка и истории. За углубленное изучение каждого из этих предметов высказались 43% респондентов опроса, проведенного «Левада-центром» в конце мая 2019 года. В опросе участвовали жители городов и сел в 50 субъектах страны — 1616 человек старше 18 лет.

На втором месте по значимости для россиян оказалась математика (39% опрошенных), на третьем — родной язык и литература (32%). Большее внимание к преподаванию иностранных языков хотели бы видеть 29% респондентов (четвертое место), к информатике и компьютерной грамотности, а также к физике, химии и биологии — 21% (пятое место).

— Повышенный интерес к изучению русского языка и математики в школе отчасти определяется их обязательностью для сдачи и поступления в вузы, — считает социолог «Левада-центра» Карина Пипия. — В идеальном варианте — чем больше внимания им уделялось в рамках школьной программы, тем больше возможностей у детей для успешной сдачи единых экзаменов.

Активист Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) Анна Кисличенко отметила, что выбор предметов — лидеров опроса, вероятно, связан с возникающим «гуманитарным голодом».

— Видимо, родители чувствуют, что дети теряют связь со своей культурой. При этом они оказываются в мире новых символов, героев. Поэтому взрослые хотят, чтобы школьники больше изучали свою историю и понимали, кто настоящие герои. И что это не Бэтмен или Марвел, — сказала эксперт.

Согласно прошлогоднему опросу, в 2018-м иностранный язык казался россиянам важнее родного. А вот два года назад картина была обратная.

По словам Анны Кисличенко, рост стремления изучать родной язык, скорее всего, связан с укреплением национального самосознания, стремлением поддержать культуру и традиции своего малого народа.

Физкультура и ЗОЖ

Карина Пипия обратила внимание «Известий», что, по данным опроса, за прошедший год отмечается явный рост интереса к физкультуре — с 10% «за» до 16%.

— Это неудивительно, учитывая приверженность нынешнего молодого поколения более здоровому образу жизни, а также появление в крупных городах инфраструктурных возможностей для занятия спортом не только в школе, — сказала она.

Если посмотреть предпочтения разных гендерных групп, выявленные исследованием, то мужчины больше женщин выделяют важность физики и занятий физкультурой. Женщины же чаще мужчин делают упор на иностранные языки.

Молодежь (18–24 года) больше представителей других возрастных групп подчеркнула важность полового воспитания, а также общественных наук (социологии, экономики).

Москвичи сильнее, чем жители других городов и села, выделили важность углубленного изучения иностранных языков.

Меньше всего опрошенных высказалось за усиленное изучение истории искусства, философии, религии и предметов типа «этика», «военное дело», «семейные ценности» (2–6%).

— Философия — это не школьный предмет, и отсутствие интереса родителей к нему естественно. А изучение религии не рассматривается как необходимость на уровне школы, — пояснила директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

По мнению Карины Пипия, массовый интерес к изучению тех или иных дисциплин определяется во многом представлениями об успешности выбранной детьми профессии.

— А она будет зависеть в том числе и от полученных знаний по тем или иным предметам. Тем более что выбор «на кого учиться» нередко делают именно родители, а не дети, — считает социолог «Левада-центра». — В российском обществе нет образа успешного философа или искусствоведа, поэтому и изучение философии и истории искусства не рассматривается как необходимое. Зато есть образы врачей, юристов, айтишников и чиновников, которыми родители и хотели бы видеть своих детей и внуков.

Однако более ранние опросы «Левада-центра» показывали совершенно другой расклад в оценке гражданами важности школьных предметов. Так, почти 20 лет назад (в 2000 году) лидировали информатика и иностранные языки, а 27 лет назад (в 1992 году) — трудовое воспитание, родной язык и литература, ведение домашнего хозяйства.

— Повышенный интерес к информатике в конце 1990-х — начале «нулевых» объясняется тем, что этот предмет тогда только входил в нашу жизнь, это было ново, интересно и воспринималось как что-то очень полезное. А теперь он стал обыденностью, — пояснила Татьяна Клячко.

Ставка на стандарты

В Министерстве просвещения России «Известиям» рассказали, что усилить содержательную часть в преподавании школьной программы позволят прежде всего новые федеральные государственные образовательные стандарты. Их проекты в настоящее время проходят процедуру утверждения и планируются к принятию уже в этом году.

— Проект стандартов уже оценили свыше 5 тыс. экспертов, при этом наибольший интерес вызвали разделы о преподавании русского языка и литературного чтения. В средней школе среди предметов самым обсуждаемым также стал русский язык — он собрал около 600 предложений. Повышенный интерес отмечен к преподаванию литературы, математики, технологии и истории, — сообщили в пресс-службе ведомства.

В Минпросвете также подчеркнули, что развитие и продвижение русского языка — одно из приоритетных направлений. Для этого создали особую межведомственную комиссию под председательством министра просвещения Ольги Васильевой. Кроме того, утверждена ведомственная целевая программа до 2025 года по методическому и кадровому обеспечению русского языка. Ее финансирование составит свыше 7 млрд рублей.

Прямой эфир