Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Президент ВАРПЭ дал оценку перспективе возобновления добычи сайры в России
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Общество
Врач назвала самые частые ошибки родителей при введении прикорма
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Общество
Стало известно об открытии в Москве наследственного дела после смерти Николаева
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Происшествия
В Ростовской области в результате атаки БПЛА была повреждена вышка ЛЭП
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В соцсетях активно растет число мошеннических атак на детей с применением социальной инженерии. Чаще всего жертвами злоумышленников становятся мальчики старшего подросткового возраста. Сначала в интернете у ребенка появляется новый «друг», который активно и доверительно с ним общается. Через какое-то время, когда контакт уже налажен, со счета мобильного телефона пользователя соцсети, а потом и с его банковской карты начинают исчезать деньги. Ущерб, пока его не заметит сам подросток или его родители, может доходить до нескольких тысяч рублей. Вернуть эти средства практически невозможно, и эксперты советуют вести с детьми разъяснительную работу, причем делать это максимально аккуратно, учитывая специфику подростковой психологии.

Встреча с разгромным счетом

О том, что его 14-летний сын оказался жертвой мошенников, сообщил в Facebook сотрудник одного из российских банков. В кратком пересказе история выглядит следующим образом. Деньги с мобильного счета МТС подростка были переведены на номер другого оператора. После этого включилась услуга автоплатежа, и средства начали списываться уже с карты автора поста (карта мальчика привязана к счету отца как дополнительная). Пока разбирались, что произошло, испарилось 1,5 тыс. рублей.

С аналогичной проблемой столкнулась читательница «Известий», у 17-летнего сына которой небольшими траншами — 250–450 рублей — злоумышленники похитили 7 тыс. рублей. Молодой человек довольно долго не обращал внимания на списания, на что обычно и рассчитывают преступники. В выписке из банка платеж обозначается как оплата мобильной связи или интернета.

В обоих случаях фигурировала карта Альфа-банка. Как пояснили в пресс-службе кредитной организации, подобная ситуация, по всей вероятности, возникла в результате атаки с применением социальной инженерии. Там же «Известиям» рассказали и о схеме, которая распространяется в соцсетях в последнее время. Способ весьма простой в исполнении, хотя и требует некоторого времени. Мошенник знакомится с ребенком в социальной сети и втирается к нему в доверие. Например, в первом случае злоумышленник действовал под видом девочки-ровесницы. В какой-то момент новый «друг» говорит ребенку, что хочет зарегистрироваться на развлекательном ресурсе, но его собственный телефон сломался.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артём Коротаев

— Поэтому просит сообщить номер телефона и SMS-код, который ему придет. После этого мошенник регистрирует номер в сервисе мобильных денежных переводов. На телефон ребенка приходит сообщение с кодом подтверждения, он сообщает его мошеннику, который заходит в личный кабинет в сервисе переводов и начинает переводить все находящиеся на балансе средства на свой номер. Таким образом и выводятся все деньги, — рассказали в пресс-службе Альфа-банка.

При этом, если на номере настроен автоплатеж, баланс автоматически пополняется с банковской карты, уточнили в кредитной организации. Эту услугу россияне используют довольно охотно, поскольку она позволяет избежать отключения телефона: абонент привязывает карту к мобильному счету и устанавливает лимит (скажем, 50 рублей), по достижении которого его следует пополнить, а также — сумму, которая должна поступить на баланс. Деньги при этом автоматически списываются с карты.

— Мошенник повторяет переводы до тех пор, пока на карте не кончатся деньги либо ребенок или его родители не заблокируют автоплатеж. Вернуть украденное в этом случае, скорее всего, не получится. Этих средств нет ни у банка, ни у мобильного оператора — мошенники выводят их в наличные в течение нескольких минут, — подчеркнули в пресс-службе Альфа-банка.

Вернуть денежные средства в случае, если человек сам сообщил SMS-код злоумышленнику, можно только от самого мошенника — например, подав гражданский иск в ходе уголовного процесса, согласен советник международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов. Это грамотное действие с правовой точки зрения, но оно вряд ли приведет к реальному возврату средств: мошенников надо сначала поймать, да и денег у них к этому времени уже не будет, отметил он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— При этом и сотовый оператор, и банк не могут отвечать за действия клиентов или их детей. Они просто выполнили свои обязательства по договору и предоставили необходимые меры защиты счета, а клиент передал средства управления ребенку и не научил ими пользоваться, — подчеркнул юрист.

Именно поэтому, как сообщили «Известиям» в компании МТС, сервис работал корректно, и никаких претензий к нему нет.

Группа риска

Мошенники и раньше похищали деньги с мобильных счетов с использованием социальной инженерии. Самая распространенная схема — отправка пользователю сообщения о проведении акции с розыгрышем приза, чтобы получить который, необходимо отправить ответное SMS. Поскольку деньги списываются небольшими суммами, люди не сразу обращают на это внимание.

В новой вариации злоумышленники выбрали себе четкую целевую аудиторию — подростков старшего возраста.

— Это объяснимо. У «как бы уже взрослых» детей есть и банковские карты, и смартфоны с хорошими тарифами, — отметил сотрудник банка, чей сын пострадал от действий мошенников.

Кроме того, присутствует тут и расчет на психологию, из-за которой специалисты даже выделяют подростков 14–17 лет в отдельную группу риска.

Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

— Прежде всего в этом случае речь идет о мальчиках. Во-первых, представители мужского пола вообще чаще становятся жертвой киберпреступников. Во-вторых, у девочек-подростков, как правило, больше потребительских интересов в виртуальном пространстве, больше опыта — они практичнее, чем их сверстники противоположного пола. Все эти качества способствуют развитию избирательности в онлайн-общении, — предупредила психолог Ольга Максимова.

Да и «взять на слабо» среднестатистическую девочку значительно сложнее, уверена она. Что же касается мальчиков, то сколько родители не предупреждали бы его о возможных рисках общения в сети, им сложнее отказать в мелкой услуге «другу», пусть и виртуальному. Особенно если это подруга.

Лучшая защита — профилактика

Развитие технологий и расширение спектра услуг способны оценить не только клиенты компаний, но и злоумышленники, предупреждают эксперты. Например, описанный случай стал возможен из-за того, что платежи со счета телефона сейчас можно использовать вместо банковской карты при оплате небольших сумм. По закону оплаты с лицевого счета — это «электронные денежные средства» (ЭДС), в трансакциях с которыми как эмитент ЭДС должна участвовать кредитная организация (в случае с МТС — МТС Банк) .

Возможность пополнять баланс сторонних номеров тоже делает эти операции более рискованными. Поэтому эксперты советуют проявлять бдительность и минимизировать как технологические, так и психологические риски.

По мнению гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, лучше не доверять детям управление счетами и пароль от личного кабинета.

А психолог Ольга Максимова напомнила о необходимости постоянно информировать подростка о новых способах мошенничества.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Но это не нужно делать в лоб, чтобы не вызвать сопротивления. Можно просто поделиться рассказом о чужом опыте в присутствии ребенка. Например, пересказать кому-то из родственников эту статью, но чтобы рядом были «уши», — продолжает психолог.

Если подросток заинтересовался, лучше обойтись без нравоучений и предостережений в стиле «теперь ты понимаешь» и «вот поменьше сиди в своем интернете».

— В целом очень важно, чтобы родители непредвзято относились к тому, что ребенок может ошибиться. Дети должны понимать, что могут обратиться к вам, даже если нарушили правило, — сказала Ольга Максимова. — Пострадавшим от действий злоумышленников в реальном мире сочувствуют и не травмируют их лишними расспросами. Ту же практику необходимо применять и к жертвам киберпреступников.

Обманутого подростка нужно поддержать и постараться перевести травму в жизненный опыт, подчеркнула психолог.

Читайте также
Прямой эфир