Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Мир
Уход войск США из Нигера назвали стратегической победой России
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Индикатор влияния

Военный эксперт Антон Лавров — о том, зачем Россия увеличивает военную помощь Киргизии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Передача во время визита в Киргизию министра обороны РФ Сергея Шойгу двух прошедших ремонт военно-транспортных вертолетов Ми-8 и девяти модернизированных бронеавтомобилей БРДМ-2М со стороны не выглядит крупным событием. Но на самом деле это индикатор серьезных изменений в борьбе за влияние в Средней Азии, откуда России удалось вытеснить США. Для небольших вооруженных сил республики даже такой скромный подарок, обошедшийся нашей стране в 385 млн рублей, — серьезное подспорье для обеспечения обороноспособности.

Тем более российская поддержка этой партией не ограничивается. В августе 2017 года Киргизия получила от России пару легких самолетов Ан-26, что сразу же увеличило транспортные возможности ВВС страны. Также РФ вложила сотни миллионов рублей в обустройство государственной границы Киргизии с Афганистаном и Таджикистаном. Возможности местных пограничников в 2016 году были расширены после получения партии из нескольких десятков прошедших модернизацию бронетранспортеров БТР-70М. Киргизские офицеры бесплатно обучаются военному делу в России.

А ведь не так давно Киргизия была ключевым союзником США в регионе. Всего в 30 км от российской авиабазы располагалась крупнейшая в регионе база, обеспечивающая операцию НАТО в соседнем Афганистане. В начале 2000-х на ней размещалось одновременно до 18 боевых самолетов F-16 из разных стран коалиции, самолеты-заправщики, транспортники и вертолеты. Она полностью затмевала по своим возможностям скромную тогда российскую базу в Канте. С момента создания на аэродроме Манас под Бишкеком в 2001 году через нее прошло более 5,5 млн солдат блока на пути в Афганистан и обратно.

Ежегодно Киргизия получала от США за аренду аэродрома $60 млн — очень серьезные деньги для страны. Но помимо этой суммы польза от иностранной базы для вооруженных сил республики осталась не так уж велика. Американцы также помогали с обустройством границы, возвели госпиталь для военных, здание антинаркотической службы. Оснащали и обучали спецназ страны, как и везде, даря ему машины и очки ночного видения. Но дарить что-то существенное из военной техники они не спешили. А закупать вооружения по коммерческим ценам небогатая Киргизия не была способна.

С момента принятия принципиального решения о выводе натовской базы прошли годы. После длительных переговоров, гражданских беспорядков, парламентских и президентских выборов в 2014 году последняя авиабаза США в Средней Азии всё-таки была официально закрыта. Не помогли ни ребрендинг ее в «логистический центр», ни предложение американцев увеличить ежегодную арендную плату до $200 млн.

В 2018 году глава Центрального командования ВС США генерал Джозеф Вотел вынужден был признать, что всё взаимодействие с Киргизией по военным программам прекратилось. Постсоветская республика Средней Азии стала единственной в регионе, полностью порвавшей военные связи со Штатами. Перестали действовать не только программы тренировки спецназа, но даже спонсируемые Пентагоном курсы английского языка для киргизских офицеров.

Такой резкий поворот произошел в не самый легкий период для международных отношений России — после возвращения Крыма и событий на Украине, в самом начале санкционной войны Запада и попыток организовать международную изоляцию нашей страны. Поэтому твердый курс Киргизии на отказ от сотрудничества с США и углубление отношений с Россией в тот период был особенно ценен.

Оставшийся после ухода американцев вакуум поспешили заполнить и другие влиятельные игроки. Разумеется, не обошлось тут без нашего одновременно союзника и конкурента за влияние в регионе — Китая, который уже выделил Киргизии 100 млн юаней ($16 млн) военной помощи для «борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом». Не прочь поучаствовать в программах сотрудничества и Евросоюз. Увеличила ежегодную военную помощь Киргизии даже Турция. С $1 млн сумма выделяемых ей средств возросла до $2 млн.

И помощь Киргизии не помешает. Ее собственные ресурсы ограничены, а находится страна во взрывоопасном регионе. Она имеет протяженную границу с Афганистаном, где кроме прочих экстремистов окопался теперь и ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта», организация запрещена в РФ). В конце концов, через нее проходят маршруты наркотрафика в Россию, Азию и Европу. И к нынешней поддержке следует относиться серьезно. Россия действительно кровно заинтересована в поддержании мира и стабильности в своем «мягком подбрюшье». Поэтому именно она взяла на себя роль основного гаранта безопасности Киргизии.

А после начала российской операции в Сирии нашим союзникам по ОДКБ стало окончательно понятно, что РФ имеет политическую волю и возможности для поддержки своих надежных союзников, и что ее гарантии безопасности — не пустые обещания. Недаром в начале этого года в Бишкеке всерьез заговорили о возможности предоставления России еще одной военной базы в стране.

В последние пять лет Киргизия не словами, а делом подтвердила свою ориентированность на Россию в геополитическом соперничестве на постсоветском пространстве. Поэтому налаживание военно-технического сотрудничества с ней нельзя не приветствовать. Не факт, что РФ так уж срочно нужна вторая база на ее территории. Но можно быть уверенным, что переданной в этот раз военной техникой дело не ограничится, и мы вскоре увидим как дополнительные поставки вооружений для армии Киргизии, так и новые программы обучения местных офицеров и солдат.

Автор — военный эксперт

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир