Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Новеньких не берем: поставщики электроэнергии не готовы платить за еще один регион

Кто пытается добиться особых условий на оптовом рынке
0
Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство хочет запретить регионам переходить из рыночной зоны оптового рынка электроэнергии на особый тариф. Сейчас по регулируемым договорам энергоресурс получают девять регионов, и это уже тяжелая нагрузка на отрасль, подчеркивают в профильном комитете Госдумы. Однако в поправки ко второму чтению законопроекта, ограничивающего переход, хочет попасть Забайкальский край. Две организации потребителей энергии обратились к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой не допустить принятия поправок — многомиллиардные субсидии нанесут вред другим регионам, и не принесут ничего Забайкалью. Готов ли бизнес брать на себя это бремя, и помогут ли эти меры привлечь инвесторов — разбирались «Известия».

Девять и точка

Законопроект, ограничивающий перечень отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, был внесен правительством РФ на рассмотрение Госдумы 7 декабря 2018 года. Он предполагает, что список должен быть прописан в федеральном законе «Об электроэнергетике». И в него входят девять субъектов: шесть северокавказских — Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия и Чечня; два сибирских — Бурятия и Тыва; один северо-западный — Карелия. Для них установлен отдельный механизм перекрестного субсидирования: электроэнергия поставляется им по регулируемым договорам (РД).

Проще говоря, поправки исключают переход новых субъектов от рыночных цен к регулируемым для предприятий-потребителей. В заключении комитета Госдумы по энергетике отмечается, что в целом механизмы перекрестного субсидирования «являются существенным сдерживающим фактором развития электроэнергетики». Его объемы по итогам 2018 года оцениваются в 368 млрд рублей. В случае с РД бремя перекрестного субсидирования — на производителях. Изначально предполагалось, что объемы поставляемой электроэнергии будут сокращаться, но в итоге они только растут, подчеркивают в профильном комитете.

«Что касается объема перекрестного субсидирования по РД, то, например, субсидирование только Северного Кавказа ежегодно составляет порядка 10 млрд рублей выручки, недополученной производителями электроэнергии на оптовом рынке, — заявили в комитете. — Учитывая, что доля РД в объеме поставки достигает 35%, заниженные тарифы существенно снижают эффективность деятельности производителей электроэнергии, ухудшают процесс обновления и замены мощностей, негативно влияют на инвестиционную привлекательность отрасли».

В комитете Госдумы по энергетике обратили внимание и на другие негативные стороны: «искажаются ценовые сигналы, пропадают стимулы к повышению эффективности в области электро- и теплоэнергетике региона, снижается платежная дисциплина».

Уходящий поезд

5 марта Госдума приняла законопроект в первом чтении. На заседании за включение Забайкальского края в перечень регионов с регулируемыми ценами на электроэнергию выступил депутат Госдумы Владимир Поздняков. Он заявил, что внес соответствующую поправку ко второму чтению, дата которого пока не назначена. О такой же поправке говорил депутат от Забайкальского края («Единая Россия») Николай Говорин. Известно, что в нижнюю палату парламента такое предложение пришло от регионального Заксобрания.

«В Забайкальском крае стоимость электроэнергии для предпринимателей и бюджетных потребителей выше, чем в соседних регионах: на 6% в Амурской области и на 71% — в Иркутской», — заявил Поздняков. При этом, в Иркутской области тариф является одним из самых низких в стране.

Особые требования

Во время пресс-конференции в конце прошлого года врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов заявлял, что высокие тарифы — существенное ограничение для бизнеса. «Мы сейчас этим вопросом занимаемся. Есть несколько вариантов решения, — сказал он. — Надеюсь, мы решим [эту проблему]. Быстро не получится решить, но будем заниматься. Либо к 2020 году, либо в более ранний срок».

По данным источников, он обратился за помощью к вице-премьеру, полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу. Вопрос о включении Забайкалья в перечень регионов, работающих по регулируемым договорам, рассматривался на правительственной комиссии по энергетике в рамках Красноярского экономического форума в конце марта, однако Дмитрий Козак выступил против. Такой же позиции придерживаются в Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе. Однако, как полагают источники, внесение поправок ко второму чтению всё же могло быть согласовано.

В Забайкальском крае рассчитывали на преференции после того, как регион был включен в состав Дальневосточного федерального округа. Но этого не произошло. «Если Забайкальский край включат в этот список, в этот перечень, это будет нести мультипликативный эффект для социально-экономического развития Забайкальского края», — уверен гендиректор АО «Читаэнергосбыт» Алексей Гончаров.

Не повод для сравнения

Критики появления еще одного «нерыночного» региона подчеркивают, что сравнивать Забайкалье только с соседними регионами некорректно. Для малого, среднего бизнеса и бюджетных организаций тариф там составляет 4,59 рубля — и это ниже, чем в среднем по России.

«В первой и второй ценовой зонах этот тариф составляет от 7 до 8 рублей, а в Карелии был до 9 рублей, — напомнил член комитета по энергетике Иван Медведев. — Ну, о чем мы говорим? При чем тут Забайкальский край, когда мы и так нагрузили первую и вторую ценовую зону так, что там уже крестьянин не может даже платить».

В закрытый список попали регионы со сложным социально-экономическим положением, подчеркивала замминистра энергетики Анастасия Бондаренко. Расширять его некуда — разницу в тарифах компенсируют остальные 76 регионов страны. При включении новых регионов в этот список проводился системный анализ, такой же провели по обращению Забайкальского края.

«Включение региона в перечень особенно не отразится на ценах для населения или среднего бизнеса, — заявила замминистра энергетики. — Поэтому, проанализировав экономические последствия, правительство не поддержало предложение Забайкалья о включении его в перечень регионов на РД».

Кроме того, перед властями стоит задача уйти от перекрестного субсидирования. Этот срок и так был перенесен с 2023-го на 2027 год. «В законе мы зафиксируем перечень территорий, для которых устанавливаются особенности регулирования до 2027 года, с планомерным снижением доли РД начиная с 2023 года на 10% каждые полгода», — объясняет Бондаренко. И в Минэнерго, и в профильном комитете Госдумы напоминают, что список регионов с регулируемыми тарифами поручил закрыть президент России Владимир Путин.

Об этом же заявили в некоммерческом партнерстве «Сообщество потребителей энергии» в обращении к председателю профильного комитета Госдумы Павлу Завальному (имеется в распоряжении редакции «Известий»), подчеркнув, что это увеличивает риск превышение роста цен на электроэнергию над уровнем инфляции.

«Включение Забайкальского края в перечень особых территорий увеличит обязательства потребителей электрической энергии по 2-й ценовой зоне оптового рынка на сумму около 5,5 млрд рублей, и в купе с уже принятыми решениями по надбавкам к цене электроэнергии на ближайшие 10-15 лет увеличит цену на величину до 0,5 трлн рублей в год», — опасаются там.

В Совете производителей энергии (письмо его руководства к Павлу Завальному также имеется в распоряжении редакции) подчеркивают, что производители электроэнергии и так каждый год тратят до 17 млрд рублей в год на эти цели. В Совете производителей энергии отдельно подчеркнули, что по сути это превратится в адресное субсидирование потребителей.
В конечном счете те, кто платят за «нерыночной регион», сократят инвестиционные расходы на ремонтные работы, а из-за снизится надежность электроснабжения, подчеркивают в организациях. Руководители обеих обратились к зампредседателя правительства РФ Дмитрию Козаку с просьбой не поддерживать поправки (письмо имеется в распоряжении редакции).

Не так уж и надо

В Забайкалье рассчитывают, что уход с рыночных тарифов позволит привлечь бизнес и снизить нагрузку. Но опыт с предыдущими регионами показывает, что не всё так просто.

Во-первых, растет задолженность по электроэнергии. Самая крупная — больше половины всех долгов на оптовом рынке в России — приходится на гарантирующих поставщиков на Северном Кавказе. Во-вторых, кавказские республики, которые первыми вышли из рыночной зоны, остаются в последней десятке рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, составленного Национальным рейтинговым агентством. Тыва, которая тоже получает субсидии, замыкает этот список.

Кроме того, Забайкальский край, в 2018 году перешедший из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ, может рассчитывать на региональные субсидии. Российские власти рассматривают возможность продления механизма выравнивания цен на электроэнергию до среднероссийского уровня для потребителей ДВФО до 2028 года, хотя и признают, что и эти меры бьют по кошельку других субъектов. При этом фактически именно инвестиционный эффект субсидии прошлых лет не дали — за счет них решались социальные проблемы.

Минэнерго предложило обязать выгодополучателей увеличивать объемы потребления, не попадать в долги, а также создавать привлекательные для инвестиций условия. То есть в конечном счете их работа должна увеличить электропотребление в регионе, а значит, и увеличить рост инвестиций.

Прямой эфир

Загрузка...