Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Общество
Адвокат Ефремова опроверг информацию об отказе актеру в УДО
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Рок-н-ролл всегда работал рупором подросткового гнева — и подростковой тоски. Многие его герои не вынесли напряжения и ушли, не дожив до старости; другие — остались, но, ретранслируя в пенсионном возрасте со сцены свои юношеские инвективы и ламентации, выглядят смешно и жалко. Есть, конечно, и исключения: нынешний юбиляр — один из таких. Да, как ни сложно в это поверить, Роберту Смиту, бессменному лидеру британской группы The Cure, 21 апреля исполняется 60. И — во что, как признавался сам Смит, еще труднее было поверить ему самому — в этом году нынешние и прошлые участники The Cure были с большой помпой введены в Зал славы рок-н-ролла. О заслугах вечного подростка мировой рок-сцены вспоминали «Известия».

Вокалист группы The Cure, Роберт Смит, выступает во время церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в Бруклине, Нью-Йорк. 29 марта 2019 года

Вокалист группы The Cure, Роберт Смит, выступает во время церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в Бруклине, Нью-Йорк. 29 марта 2019 года

Фото: REUTERS/Eduardo Munoz

Темный властелин

Мало кто (кроме, наверное, самых верных и старых фанатов группы) помнит, что в начале карьеры Смит, один из отцов-основателей субкультуры готов и образец для подражания для предающихся черной меланхолии подростков всех возрастов, обходился вовсе без небрежного макияжа и фирменной всклокоченной шевелюры. Трое коротко стриженых парней из провинциального Кроли в Западном Суссексе с демонстративным «анти-имиджем» — в пику господствовавшей тогда на британской сцене эстетике «новых романтиков». Да и песни с первого их альбома Three Imaginary Boys, хотя и не весьма жизнерадостны, всё же не были столь беспросветными, как последовавшие. Но настоящую, сперва «альтернативную», а к концу 1980-х годов логически переросшую в стадионную славу Смиту и довольно часто менявшейся вокруг него компании принесли мрачные экзистенциальные сочинения — и придуманный им образ замогильного зомби-клоуна с потекшими тенями вокруг глаз и ярко-красной помадой на губах (неизменно MAC Ruby Woo — информация для любителей точности и юных подражателей, число которых, кажется, не уменьшается с годами). В 1980-е обилием мейкапа на рок-сцене трудно было кого-нибудь удивить, но аляповатый макияж лидера The Cure был исключительно удобен для копирования: не такой сложный, как у Kiss, и не столь вызывающе-андрогинный, как у Бой Джорджа.

Роберт Смит
Фото: REUTERS/Mike Segar

Впрочем, вдохновлялись темным образом лидера The Cure не только эстетствующие подростки. Рок-звезды часто копируют киногероев, но в случае со Смитом он сам стал примером для кинематографистов: трогательный во всех смыслах монстр Эдвард Руки-Ножницы из одноименного фильма Тима Бертона 1990 года — практически полная копия сценического образа Смита. Режиссер (собственно, сам большой поклонник The Cure, определенно следующий кумиру и в манере одеваться-причесываться), по слухам, пытался даже уговорить певца сыграть роль Эдварда — в конце концов она досталась Джонни Деппу — это была его первая главная роль на большом экране, сделавшая его полноценной звездой Голливуда, — или хотя бы сочинить саундтрек. С этим, к сожалению, не срослось — как и с саундтреком для «Сонной лощины» восемь лет спустя — из-за постоянного несовпадения творческих графиков. Впрочем, личные отношения между двумя творцами вполне себе сложились, а в 2009 году именно Бертон вручал Смиту награду британского журнала NME как победителю в категории «Богоподобный гений» (англичане, как писал еще Лесков, всё же «харАктерный народ»). «Когда я был молодым аниматором и работал, как проклятый, на Диснея, — сказал тогда Бертон, — только твоя музыка спасала меня от постоянной депрессии». Сам Смит на экране появлялся, кстати, тоже в виде анимации: в 12-й серии первого сезона культового мультсериала «Южный Парк» он в обличьи гигантского черного мотылька побеждал «механическую Барбру Стрейзанд».

Роберт Смит произносит речь во время церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в Бруклине, Нью-Йорк. 29 марта 2019 года

Роберт Смит произносит речь во время церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в Бруклине, Нью-Йорк. 29 марта 2019 года

Фото: REUTERS/Mike Segar

Его песни никак не назовешь жизнеутверждающими — даже свингующий, почти эстрадный хит начала 1980-х The Lovecats сопровождался видеоклипом, в котором группа танцевала с потрепанными чучелами кошек, — но они удивительным образом компенсируют уныние окружающего мира. В этом, наверное, главный парадокс и главный секрет Роберта Смита. Причем, судя по тому, что ряды фанатов The Cure, пополняясь с каждым новым поколением, не теряют старых бойцов, работает этот феномен в любой возрастной категории. Дело, пожалуй, в том, что Смит — экзистенциалист до мозга костей; собственно, самый первый сингл The Cure, Killing An Arab (ныне из соображений политкорректности исполняемый им как Killing Another), — поэтически перелицованный в трехминутный песенный формат «Посторонний» Камю. Главного идеолога экзистенциализма при всех его метаниях трудно было назвать несчастным человеком (не погибни он в 1960 году в автокатастрофе, то, скорее всего, вполне мог бы дожить и до смитовского переосмысления своей знаменитой повести); точно так же и Роберт Смит, изливая в песнях вечную тоску, живет, кажется, вполне счастливой жизнью. Три десятка лет он женат на своей школьной подруге Мэри — детей, правда, нет по принципиальным соображениям: «Мы так решили еще в ранней юности; я и тому, что сам родился, не очень-то рад, а тут такая ответственность». С прессой общается неохотно, но без всякой демонстративной уединенности: «Просто мне уже неинтересно разговаривать с людьми, которых я не знаю лично. Я и в соцсетях ничего не пишу по той же причине». Много читает, слушает старый джаз и блюз и охотно откликается на предложения «одолжить» свой фактурный голос самым разным проектам: от развеселых панков Blink-182 до техно-гуру Faithless.

Раскрась всё черным

Страннейшим образом именно к Смиту лучше всего подходит издевательские набоковские определения из «Лолиты»: «гугнивец с гитарой» и «первейший специалист по вздрогу-и-всхлипу» («number one throb-and-sob idol»). Гитару, на которой Смит играл в первые годы профессиональной карьеры, он, кстати, купил за £20 в супермаркете «Вулвортс» — лишнее доказательство, что настоящему таланту не особо нужны сверхдорогие инструменты. Но главным, конечно, было умение создавать тот неповторимый маникалаьно-депрессивный звук, который сделал The Cure любимцами романтических барышень и байронических юношей пубертатного возраста по всему миру: низкий, размытый, тусклый и не оставляющий никакой надежды. На одном из лучших ранних альбомов группы, Pornography (1982), уровень мрака и ужаса зашкаливал: пришлось делать отдельный ремикс песни The Hanging Garden, чтобы выпустить хоть какой-то сингл. Что же до текстов, то мало кто до Смита решался начать песню (и, собственно, альбом — всё ту же «Порнографию») с глубокомысленного, но верного по сути замечания: «Не имеет значения, если мы все умрем». И только таланту Смита было под силу сделать невероятно мрачный диск Disintegration (1989) самым успешным в истории The Cure — в год тридцатилетия альбома коллектив был торжественно введен в Зал славы рок-н-ролла; мероприятие, по собственным словам, весьма озадачившее Смита («Мы всегда старались быть альтернативными... и вдруг попали в такую компанию»).

Роберт Смит произносит речь во время церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в Бруклине, Нью-Йорк. 29 марта 2019 года
Фото: REUTERS/Eduardo Munoz

Смит заслуженно считается одним из духовных отцов субкультуры готов: вот уже три с лишним десятка лет песни The Cure входят в обязательный для неофитов список прослушивания, а манера одеваться во всё черное заменяет адептам любые текущие модные тренды. Сам он, однако, давно не в восторге от своего статуса: «Нас называют готами только люди, которые сами не готы. Я ношу черное — я всегда носил черное — не для того, чтобы заявить что-то, а просто... Потому что черный цвет стройнит? Меньше пачкается? Вообще, наверно, просто потому, что у меня все остальные вещи уже черные», — говорил когда-то Смит в интервью The Guardian.

Сегодня, впрочем, порядком раздобревший Смит в своем неменяющемся обличье больше похож на сумасшедшую старуху — для полноты образа не хватает разве что какой-нибудь чудовищной шляпки. Но для поклонников — и старых, и новых — он остается всё тем же вечным подростком, бросающим вызов общественному вкусу. В конце года нам обещан новый, первый с 2008 года альбом — по словам Смита, все песни уже записаны, и они просто отличные. Но, как воскликнул еще в 1998 году Кайл Брофловски из «Южного Парка», «Disintegration — лучшая пластинка в мире!» «А Роберт Смит — самый крутой чувак!» — подхватил реплику Эрик Картмен. А этим парням, как известно, можно доверять на все сто.

Прямой эфир