Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Переводы через систему быстрых платежей (СБП) Центробанка за первый месяц ее работы составили 358,85 млн рублей, сообщили «Известиям» в регуляторе. Сбоев в работе или жалоб со стороны клиентов не было. Эксперты ожидают дальнейшего роста популярности сервиса среди населения. По их прогнозам, в первой половине 2020 года доля СБП на рынке переводов между частными лицами может превысить 50%. Однако для этого необходимо, чтобы к системе подключились все крупные банки, включая Сбербанк. У нового сервиса есть и минусы. В частности, из-за него сворачивается ряд направлений банковской деятельности.

Миллионы по телефону

С момента запуска системы быстрых платежей — с 28 февраля — сервисом воспользовались 46,8 тыс. банковских клиентов, которые совершили денежные переводы на 358,85 млн рублей, рассказали «Известиям» в Центробанке. Жалоб на систему не поступало, уточнили в регуляторе. Проблем в ее работе также не зафиксировано.

На первом этапе работы СБП граждане могут переводить деньги между своими счетами и клиентам других банков. А уже во второй половине 2019 года в системе можно будет расплатиться с юридическими лицами, например за товары и услуги, в том числе с использованием QR-кодов, напомнили в ЦБ.

Сейчас к СБП подключены 12 банков: Газпромбанк, Совкомбанк, Райффайзенбанк, «Ак Барс», Росбанк, Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Тинькофф», Киви Банк, СКБ Банк, РНКО «Платежный центр» (обслуживает карты «Кукуруза», «Билайн») и ВТБ. Последний присоединился к системе 25 марта. «Известия» направили запросы в эти банки о первых результатах работы сервиса.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В Росбанке «Известиям» сообщили, что СБП продолжит тренд на рост доли безналичных экспресс-переводов и отказ клиентов от снятия наличных с карт. Зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов заявил, что значимость и необходимость проекта неоспоримы, а дальнейшее подключение и участие крупнейших игроков банковского рынка станет следующим этапом для успешного развития системы. Руководитель направления эквайринга и электронной коммерции банка «Ак Барс» Ильназ Ситдиков отметил отсутствие минусов в работе СБП. Руководитель отдела по развитию дебетовых карт, пакетов услуг и программ лояльности Райффайзенбанка Ксения Андреева подчеркнула: сервис способствует усилению конкуренции на рынке, что позитивно сказывается на потребителях. В пресс-службе QIWI добавили: сервис интересен пользователям, внимание к нему со стороны клиентов продолжает расти. В пресс-службе ВТБ уточнили, что поэтапный подход к внедрению платежей в рамках СБП обусловлен стремлением обеспечить максимальную надежность и работоспособность сервисов для клиентов.

В остальных кредитных организациях не ответили на вопросы «Известий» об итогах первого месяца работы системы быстрых платежей.

Выйдет в лидеры

Положительно создание СБП оценивает и директор по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антон Граборов. Номер мобильного телефона в отличие от номера банковской карты известен всем, платежи проходят в режиме реального времени, напомнил эксперт. При этом сейчас перевод средств осуществляется бесплатно. ЦБ, который выступает оператором СБП, в первый год работы сервиса комиссию с банков не берет. Последние также пока не начисляют ее для клиентов. С начала 2020 года комиссия для кредитных организаций составит от 1 до 6 рублей в зависимости от суммы операции.

Необходимо дальнейшее подключение остальных игроков рынка к системе быстрых платежей, считает эксперт. В результате СБП будет стремительно вытеснять обычные перечисления с карты на карту. В первой половине 2020 года доля сервиса на рынке переводов между частными лицами может превысить 50% как по объему, так и по количеству платежей, полагает Антон Граборов.

В ближайшее время к сервису планируют подключиться еще 100 банков, рассказывал ранее глава НСПК Владимир Комлев. В частности, крупнейший крымский банк РНКБ — таким образом, сервис станет доступным жителям полуострова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Кроме того, развитие системы быстрых платежей повысит скорость обращения денег в экономике и тем самым даст импульс для роста ВВП. Поэтому, по словам гендиректора «Мани Фанни» Александра Шустова, необходимо, чтобы другие банки как можно быстрее подключились к СБП, в том числе и Сбербанк. По его словам, россияне за год переводят с карты на карту средства на сумму 19 трлн рублей, из них 13 трлн приходятся на «Сбер».

Однако, помимо плюсов, у СБП есть и минусы. В их числе сворачивание направлений бизнеса ряда банков, которые прежде выступали альтернативой системы ЦБ, отметил Антон Граборов. Так, например, некоторые крупные кредитные организации предлагали свои сервисы перевода с карты на карту более мелким игрокам, получая за это комиссию. Развитие СБП ставит крест на этих направлениях бизнеса, считает эксперт. По его словам, в перспективе пострадать может и эквайринговый бизнес банков, поскольку предприятиям будет выгоднее оплата с помощью СБП.

Между тем Сбербанк, который ранее выступал с критикой сервиса ЦБ, сообщил об обсуждении возможной интеграции своей системы переводов по номеру телефона с СБП. Ранее о начале диалога с регулятором сообщал президент Сбербанка Герман Греф — но тогда, по его словам, речь шла лишь о поиске подходов для урегулирования ситуации. До этого Греф выступал против обязательного подключения к СБП и утверждал, что Сбербанк заслуженно занимает 60% рынка.

Читайте также
Реклама