Просто испугалась: мать девочки-маугли объяснила причины ее молчания
Мать пятилетней девочки-маугли, найденной полицейскими в одной из квартир на Ленинградском шоссе, поместили в СИЗО № 6 Москвы. Об этом «Известиям» рассказали в столичной общественно-наблюдательной комиссии (ОНК), члены которой посетили Ирину Гаращенко в камере изолятора. По их словам, на условия содержания 47-летняя женщина не жалуется, однако по-прежнему считает подозрения в покушении на жизнь дочери результатом провокации соседей. Если же версия следствия подтвердится, Ирине Гаращенко может грозить до 13 лет тюрьмы.
«Это провокация»
Сейчас мать девочки-маугли находится в так называемой карантинной камере, сообщил «Известиям» ответственный секретарь ОНК Москвы Иван Мельников.
— Члены комиссии сегодня побывали в СИЗО № 6 с проверкой, в рамках которой встретились в том числе с Ириной Гаращенко, которую в СМИ называют матерью девочки-маугли, — сказал он.
По словам ответсекретаря ОНК, в женское СИЗО Ирина Гаращенко была доставлена ночью.
— Она находится в двухместной камере, ее соседка обвиняется в покушении на убийство, — уточнил Иван Мельников.
В карантинной камере нет ни телевизора, ни холодильника. Обычно заключенных помещают сюда на срок до 10 дней, после чего переводят в общие камеры, где техника есть.
— Претензий по условиям содержания в СИЗО Ирина Гаращенко не имеет. На вопрос членов ОНК о ее самочувствии она ответила: «Какое самочувствие, когда на кону жизнь и здоровье ребёнка! Сердце болит!»
По словам правозащитников, на хронические заболевания женщина не жалуется, а возбужденное против нее уголовное дело и арест называет провокацией. Также Ирина Гаращенко утверждает, что о происхождении мусора в ее собственной квартире ей ничего неизвестно.
— Она утверждает, что у нее был конфликт с соседями, якобы пьющей семейной парой, которые время от времени писали на нее жалобы. Из-за этого год назад ее с дочкой вызывали в инспекцию по делам несовершеннолетних. По словам Гаращенко, сотрудники ПДН увидели чистого, ухоженного, здорового ребенка, — рассказал Иван Мельников.
Ирина Гаращенко объяснила и причины молчания дочери, когда ее нашли полицейские. По словам женщины, девочка «просто испугалась, когда увидела, как 15 человек ломают дверь». Трехкомнатную квартиру на Ленинградском шоссе, где Ирина жила вместе с дочерью, она якобы планировала продать. По ее словам, это было связано как раз с конфликтом с соседями. «Мы вместе с моим близким другом собирались разменять ее на две — одну оформить на дочку, а во второй собирались жить», — рассказала Ирина Гаращенко.
Заключенная заявила правозащитникам, что хочет обжаловать решения о своем аресте и изъятии ребенка. За помощью она планирует обратиться к уполномоченному при президенте России по правам ребенка Анне Кузнецовой.
Возможны варианты
Следствие подозревает Ирину Гаращенко в покушении на убийство. Ей может грозить до 13 лет лишения свободы, пояснил «Известиям» член совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго.
— По ст. 105 Уголовного кодекса за убийство малолетнего предусмотрено до 20 лет лишения свободы либо пожизненное, но к женщинам эта мера не применяется. За покушение положено до двух третей срока, — сказал он.
Однако в будущем обвинение может быть и переквалифицировано, полагает Евгений Корчаго.
— Покушение на убийство подразумевает, что женщина имела прямой умысел убить ребенка, — рассказал адвокат. — В этом случае она четко понимала, что к этому приведет нахождение девочки в закрытой квартире без еды и воды. Но эти же действия возможно квалифицировать как оставление в опасности или ненадлежащее исполнение родительских прав. Это преступления небольшой тяжести и по ним, как правило, не дают реальных сроков.
По мнению Евгения Корчаго, психолого-педагогическая экспертиза заключенной с большой долей вероятности покажет ее невменяемость — в этом случае Ирину Гаращенко будет ждать принудительное лечение, заключил специалист.
Мать девочки-маугли утверждает, что год назад после жалобы соседей ее вызывали в инспекцию по делам несовершеннолетних и там никаких проблем в исполнении матерью обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка якобы не усмотрели.
— В комиссиях по делам несовершеннолетних мы не всегда имеем дело с профессионалами, которые могут увидеть отклонения в отношении родителей к своим детям, — прокомментировал это заявление глава комиссии СПЧ по образованию и науке Александр Асмолов. — Многие аномалии скрыты в глубине, они похожи на основную, невидимую с первого взгляда, часть айсберга, и отсюда мы сталкиваемся с эпидемией безответственного отношения родителей к своим детям.
Специалисты уже неоднократно выступали с инициативой организации специальной подготовки психологов для работы в КДН, напомнил эксперт.