Если попросить кубинца назвать символ страны, он скажет про маяк у входа в гавань на Малеконе или флюгер Гиральдия, изображение которого печатают на этикетках рома. Но никак не про старые машины безумных цветов, которыми пестрит Гавана. Откуда на острове так много ретроавтомобилей и почему сами кубинцы их не любят, рассказывают «Известия»
На весь экран
Фото: Getty Images/Mambo Photo/Sven Creutzmann
После революции Фидель Кастро запретил кубинцам продавать и покупать автомобили, произведенные после 1959 года (то есть моложе самой революции). Завезенные когда-то в американскую колонию, они принадлежали изгнанным капиталистам. Так кубинцы, которые успели купить личный транспорт, стали передавать его по наследству
На весь экран
Фото: Getty Images/Jeremy Woodhouse
Также Кастро сильно усложнил покупку новых (даже относительно новых) машин. Чтобы это сделать, нужно было просить разрешения у властей
На весь экран
Фото: Global Look Press/imageBROKER/Harry Laub
Полувековой запрет на импорт был отменен в 2013 году. Но меняются машины на улицах очень медленно. Во-первых, из-за сохраняющегося дефицита. Во-вторых, из-за цен. Зарплата рядового кубинца в среднем составляет 20 кубинских конвертируемых песо (CUC) в месяц. Это около $26. А даже 10-летние «Жигули» могут стоить $10 тыс.
На весь экран
Фото: Getty Images/Atlantide Phototravel
Так что извозом подрабатывают все, кому посчастливилось унаследовать машину. Тем, у кого нет лицензии, официально подвозить туристов нельзя. Но если удастся уговорить приезжего заплатить за поездку хотя бы 5–10 CUC, этого хватит, чтобы кормить семью в течение месяца
На весь экран
Фото: REUTERS/Alexandre Meneghini
Желающим сесть за руль ретроавтомобиля придется заплатить за каждые сутки проката 50–80 CUC плюс внести залог от 200 CUC. Купить же машину, несмотря на отмену 50-летнего закона, иностранцу на Кубе практически невозможно. Если это делать через специальные автосалоны, аккредитованные для работы с гражданами зарубежных стран, то нужно будет получить разрешение, подписанное лично министром транспорта. Только после этого можно посмотреть машины в салоне, но не купить, а заказать и ждать около 12 месяцев, потому что на них очередь. Иногда государственные ведомства списывают машины, но на них тоже сразу формируется очередь. Так что иностранец может приобрести только ту машину, которая не приглянулась никому из местных
На весь экран
Фото: Getty Images/Maciej Noskowski
Долговечны кубинские автомобили в том числе из-за того, что в них нет никакой электроники — их можно полностью отремонтировать своими руками. Что кубинцы и делают, автосервис на трассе здесь найти очень сложно
На весь экран
Фото: РИА Новости/Мария Плотникова
Сколь красивы снаружи, столь и ужасны бывают кубинские такси изнутри. Пропахшие бензином и старостью, они чадят, гремят и раскачиваются на самодельных рессорах по неровным дорогам. Даром что местные законы разрешают любые экологические нормы выбросов. Главное, чтобы машина могла ехать. И конкуренции нет — за любые деньги турист получит одинаковый сервис
На весь экран
Фото: Getty Images/Atlantide Phototravel
Многие таксисты развозят не только туристов, но и местных. С общественным транспортом дела на Кубе обстоят плохо. Так что в одну легковую машину набивается по пять-шесть кубинцев, оплачивающих поездку в складчину
На весь экран
Фото: Global Look Press/imageBROKER/Rolf Schulten
Дорожное движение на Кубе очень спокойное, но шумное. При таком дефиците автовладельцы бережно относятся к своим машинам. К тому же часто экономят на поворотниках и ремнях безопасности. Едут медленно и постоянно сигналят — перед остановкой, поворотом и началом движения
На весь экран
Фото: Global Look Press/imageBROKER/Harry Laub
Единственная страна, более-менее стабильно поставлявшая машины на Кубу во второй половине ХХ века, — СССР. Тем более бесплатно. Поэтому на залитых солнцем дорогах полно «ВАЗов», «КамАЗов», «Москвичей» и уазиков
На весь экран
Фото: REUTERS/Desmond Boylan
Запчасти долгие годы были таким же дефицитом, как и автомобили. Их обменивали, продавали на черном рынке. Так что чинили свои Pontiac и Ford чем получится. Фактически многие американские машины на Кубе собраны из запчастей советских машин
На весь экран
Фото: Getty Images/Jeremy Woodhouse
Конное такси в столице — развлечение для туристов. Но уже в нескольких километрах за ее пределами телеги чуть ли не основной вид транспорта. Так что путешествие во времени на Кубе можно совершить два раза. Сначала в 1960-е — в Гаване или Варадеро, а потом в 1900-е — в любом провинциальном городке