Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Решение группы PSA вернуть на российский рынок автомобили Opel может стать сигналом для других иностранных брендов, которые в последние годы покинули РФ, считают опрошенные «Известиями» эксперты. В первую очередь это коснется потребительского сектора. PSA рассматривает несколько вариантов возвращения некогда популярной в нашей стране марки. Помимо импорта, не исключается использование производственной площадки в Калужской области, где сегодня собирают Peugeot и Citroеn. Opel, ушедшему из РФ в 2015 году, будет непросто вновь завоевать место на рынке — его нишу уже заняли другие компании. 

С прицелом на Калугу

Французский автомобилестроительный концерн PSA (образован в результате слияния Peugeot и Citroen) рассматривает различные варианты возвращения на российский рынок марки Opel, сообщила «Известиям» пресс-секретарь PSA в России Лилия Мокроусова. Это может быть организация локальной сборки либо импорт автомобилей. 

— Пока компания находится на этапе (финансовых) просчетов. Возвращение Opel в Россию связано с общей стратегией группы, направленной на вывод бренда на прибыльность, — сказала она.

Источник «Известий» в одной из профсоюзных организаций отметил, что сборка машин Opel будет осуществляться на расположенном под Калугой совместном предприятии группы PSA (владеет 70% акций) и японской Mitsubishi (30%). Сейчас там выпускают шесть моделей — Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, фургоны Citroen Jumpy и Peugeot Expert, а также микроавтобусы Peugeot Traveller, Citroеn SpaceTourer.

Менее вероятный вариант — оставшееся в Санкт-Петербурге сборочное производство после консервации площадки автоконцерна General Motors. Именно ему ранее принадлежал Opel.

Фото: TASS/DPA/Silas Stein

Сейчас калужская площадка проектной мощностью 125 тыс. автомобилей в год недозагружена, при этом петербургский завод в Шушарах «не входил в периметр сделки с General Motors» по покупке Opel, уточнила Лилия Мокроусова.

В Минпромторге, администрации Санкт-Петербурга и ТПП Калужской области на запросы «Известий» по поводу перспектив сборки Opel оперативно не ответили.

Замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов сказал «Известиям», что возвращение бренда в Россию может стать своеобразным индикатором повышения активности в потребительском секторе и положительным сигналом для других иностранных компаний. 

— В 2019 году тенденция роста российской экономики продолжится. Несмотря на слабый рост в целом, корпоративные доходы увеличиваются за счет эффекта слабого рубля и относительно высоких нефтяных цен. Балансовые прибыли в прошлом году выросли на 30%, хотя ВВП — всего на 2,3%. Это, в свою очередь, будет стимулировать потребление товаров, — отметил он.

Валерий Миронов добавил, что автопром — один из самых быстрорастущих секторов отечественной экономики в последние два года. 

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отметил, что российский авторынок — один из самых больших в Европе, а уровень автомобилизации невысокий. Он согласен, что решение PSA может мотивировать и другие крупные концерны, например, Fiat Chrysler, у которого нет своей сборки в России. 

Представитель Fiat Chrysler (FCA) в РФ не стал отвечать на вопрос «Известий» о возможной локализации производства в стране. Он отметил, что такие решения — глобальный проект, который комментирует только головная штаб-квартира компании.

Не обещал, но вернулся

Решение о возвращении Opel в РФ было принято на уровне высшего руководства PSA — об этом объявил глава правления группы Карлос Таварес. 

Машины Opel не поставляются на наш рынок с 2015 года. Решение свернуть свою деятельность в сегменте недорогих авто решил американский концерн General Motors (GM). Было остановлено производство в Санкт-Петербурге, а также на мощностях «Автотора» в Калининграде и Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде.

В GM объясняли уход с российского рынка сокращением продаж из-за сложной экономической ситуации в нашей стране. Но эксперты называли уход политическим — сворачивание производства американской корпорации произошло после обострения отношений с США из-за вхождения Крыма в состав РФ.

Линия сборки нового автомобиля Opel Astra на заводе «Дженерал Моторз Авто»

Линия сборки автомобиля Opel Astra на заводе «Дженерал Моторз Авто»

Фото: ТАСС/Вадим Жернов

До того момента дела у Opel в России шли не так уж плохо: по итогам 2012 года было продано 82,2 тыс. машин, в 2013 году — 81,4 тыс., правда, уже в 2014-м — 65 тыс., уточнили «Известиям» в «Автостате». Марка держалась недалеко от первой десятки самых продаваемых в России легковых автомобилей.

В марте 2017 года GM договорился о продаже группе PSA своих европейских активов за $1,8 млрд. В результате сделки под контроль Peugeot–Citroen перешло подразделение Opel/Vauxhall.

Недалеко ушли

Opel был не единственным, кто ушел с российского рынка. С 2013–2014 годов его по разным причинам покинуло немало крупных иностранных компаний. Но некоторые уже вернулись.

В 2014 году ритейлер River Island (одежда) свернул свое развитие в России. Отечественный рынок стал непривлекательным для бренда в стационарных магазинах из-за значительных скачков курса валюты. Но через год бренд возобновил свою работу. Правда, только в интернете на базе компании Lamoda.

В 2015 году закрыл свои офисы в России Munich Re — один из самых крупных мировых перестраховщиков. Тогда же производитель телефонов BlackBerry решил работать с РФ только через дистрибуторов.

Фото: TACC/Сергей Бобылев

Одной из самых заметных потерь последних лет стал уход бренда одежды Mexx в июле 2017 года. Эксперты говорили, что проблемой бренда стало позиционирование: молодежь Mexx привлечь так и не смог.  

В 2017 году из России также ушла британская сеть бижутерии и аксессуаров Accessorize. 

В тот же период американский сервис аренды автомобилей Hertz также прекратил работу в России. В качестве возможных причин на рынке называлось активное развитие каршеринговых сервисов, с которыми Hertz не смог конкурировать. Но уже в июне 2018 года перед ЧМ-2018 компания сообщила о возобновлении деятельности в нашей стране совместно с новым франчайзинговым партнером.

Наследие американцев

Opel, судя по всему, пока еще не вел предметных переговоров с крупнейшими российскими автодилерами о своем присутствии в стране.

— У нас нет информации по этому поводу, возможно, велись переговоры на уровне отдельных дилеров, — сказал «Известиям» глава Российского объединения автодилеров (РОАД) Олег Мосеев.

По его мнению, с одной стороны, нужно договариваться с бывшими дилерами Opel, которые умеют работать с этой маркой, знают ее и имеют лояльную аудиторию. Но с другой, у PSA есть и свои дилеры марок Citroen и Peugeot.

Эксперт считает, что вернуть долю на рынке бренду будет крайне тяжело — она уже занята другими игроками. Кроме того, PSA придется серьезно потратиться на маркетинг.

Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/Yui Mok

Представитель дилера «Автомир» сказал «Известиям», что группа PSA к ним не обращалась, но дилер готов рассмотреть такие предложения. В «Авилоне» также заявили, что заинтересованы в расширении портфеля, но для принятия решения необходимо проанализировать потенциал бренда. 

Гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин сказал «Известиям», что ГК заинтересована в дилерстве Opel и рассмотрит эту возможность после того, как компания объявит условия соглашений. Топ-менеджер подчеркнул, что для прибыльности марки каждый дилерский центр должен продавать не менее 1 тыс. автомобилей в год.

Opel, вероятно, попытается включить в российскую линейку свою самую популярную модель — Astra, а также сделает ставку на крупнейший в РФ сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники), предположил представитель «Автостата» Азат Тимерханов. Основными конкурентами Opel Astra в России станут Škoda Octavia, Ford Focus, Kia Ceed, Kia Cerato.

Но представитель одной из крупных дилерских компаний сказал «Известиям», что PSA сможет направлять на российский рынок не все модели из-за ограничений в рамках сделки с GM. Скорее всего, автопроизводитель начнет поставки в РФ с кроссоверов Grandland X и фургона Combo.

 

Читайте также
Реклама