Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Расходы авиакомпаний из-за подорожания топлива в прошлом году выросли на 90 млрд рублей. Но государство не будет компенсировать перевозчикам затраты в связи с резким ростом цен. Такое решение принято по итогам совещания вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака с участниками рынка. Для обсуждения дополнительных мер поддержки авиакомпаний создана межведомственная рабочая группа. Например, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что стабилизировать ситуацию с ценами можно за счет рыночных механизмов — в частности, перевозчикам предлагают покупать топливо на бирже. Тем временем авиабилеты на внутренних линиях уже начали дорожать. 

Дорогой керосин не аргумент

Правительство не будет регулировать цены на авиакеросин и компенсировать расходы перевозчикам. Такие заявления были сделаны по итогам совещания вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака с нефтяниками и представителями авиаотрасли. 

— Не было принято никаких решений по регулированию этого сегмента топливного рынка и компенсации части расходов авиакомпаний, связанных с топливной составляющей, — сообщил «Известиям» представитель Дмитрия Козака Илья Джус.

Зампред правительства РФ Дмитрий Козак

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Позиция Дмитрия Козака не поменялась: ранее во вторник он отмечал, что считает регулирование цен на авиакеросин бесперспективным.

Представитель Максима Акимова сказал «Известиям», что для обсуждения дополнительных мер поддержки авиакомпаний и стабилизации цен будет создана межведомственная рабочая группа с участием Минтранса, Минэкономразвития, Минфина, Минэнерго, ФАС и Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Речь идет о стабилизации рынка внутренних авиаперевозок.

Дополнительные расходы авиакомпаний в прошлом году из-за подорожания топлива, по предварительным данным, составляют около 90 млрд рублей. Об этом сообщили «Известиям» в ГосНИИ гражданской авиации.

В 2018-м Минтранс неоднократно обращал внимание на проблему подорожания топлива. В частности, в декабре ведомство направило в ФАС предложение увеличить объем возмещения авиакомпаниям акциза на авиакеросин в 2019 году. Также предлагалось выплатить им разовую компенсацию 22,5 млрд рублей.

Вице-премьер РФ Максим Акимов

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

В ноябре АЭВТ направила письмо Максиму Акимову, в котором просила рассмотреть возможность увеличить налоговый вычет из акциза на топливо с 3024 рублей до 7000 рублей за тонну. Операционные убытки российских авиакомпаний по итогам прошлого года, в том числе на фоне скачка цен на авиакеросин, заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров оценивал в 37–39 млрд рублей.

В пресс-службах Минэнерго и Минэкономразвития на момент публикации на запросы «Известий» не ответили. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил «Известиям», что не видит убедительных аргументов для увеличения объема возмещения акциза. Вместо этого в антимонопольной службе предлагают сдерживать рост стоимости топлива для авиакомпаний рыночными методами: перевозчикам предлагают участвовать в биржевых торгах, где из-за высокой конкуренции цены на авиатопливо ниже. 

— В 2019 году ФАС совместно с участниками рынка авиатоплива — авиакомпаниями и нефтяниками — будут реализованы меры по увеличению ликвидности биржевых торгов для формирования репрезентативного индикатора рыночной цены, — сказал он.

Самолеты не летят на биржу

По словам вице-президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Антона Карпова, торги авиатопливом уже сейчас достаточно ликвидны, через биржу в прошлом году было продано более 1,8 млн т. При этом всего поставки авиакеросина на внутренний рынок, по данным Минэнерго, в прошлом году составили 9,7 млн т, то есть через биржу проходит порядка 20%. Но пока авиакомпании не очень активны на торгах, добавил он.

Как уточнил «Известиям» Анатолий Голомолзин, на бирже керосин в основном покупают не авиаперевозчики, а промышленные предприятия, использующие его в качестве сырья.

В авиакомпаниях «Уральские авиалинии» и «Нордавиа» считают работу с биржей неудобной.

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— По топливному вопросу мы работаем с поставщиками авиакеросина и ГСМ в аэропортах присутствия. Переход на прямые закупки топлива на бирже приведет к дополнительным расходам, отвлечению человеческих ресурсов, — сказал «Известиям» официальный представитель «Нордавиа».

В «Уральских авиалиниях» свое нежелание выходить на биржу объяснили проблемами с логистикой (необходимость заключения договоров на вагоны и цистерны), отсутствием емкостей для хранения и собственных лабораторий для контроля качества топлива.

Однако по словам Антона Карпова, вопрос доставки купленного на бирже авиатоплива — задача поставщика. Авиакомпания, приобретая керосин на торгах, получает от него обязательство поставить топливо в любой московский аэропорт.

Источник в одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний сказал «Известиям», что компания поставляет на биржу более 10% произведенного керосина, но основная его доля направляется авиаперевозчикам в рамках прямых контрактов (без непроизводительных посредников), по формуле цены, изначально предлагаемой авиакомпаниями. В качестве формулы цены перевозчики могут либо выбрать котировки СПбМТСБ, либо использовать индекс Platts. Источник отметил, что те компании, которые выбрали в прошлом году рассчитанные в долларах котировки Platts, прогадали в связи со снижением курса рубля относительно американской валюты, поэтому керосин им обошелся дороже, что стало дополнительным поводом для жалоб.

Спор о ценах

В ФАС не разделяют аргумент о сильном удорожании керосина в прошлом году, обращая внимание, что цены в течение 2018 года менялись «разнонаправленно»: в начале года снижались, в апреле-мае выросли, с лета по октябрь стабилизировались, а с ноября по декабрь снова снижались. В антимонопольном ведомстве ссылаются на данные СПбМТСБ о том, что с 1 ноября 2018-го по 4 февраля 2019-го биржевая цена авиатоплива упала на 20%.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— В январе 2019 года действительно наблюдалось небольшое снижение цен на авиакеросин в российских аэропортах, — сообщили «Известиям» в группе S7. — Но снижение происходит с рекордно высокого уровня для отрасли, рост за 2017–2018 годы составил 45%.

Нагрузка на авиакомпании остается крайне высокой, «перевозчики нуждаются в дополнительной помощи со стороны государства в виде повышения уровня возмещения акциза на авиакеросин», уверены в S7. 

По данным агентства Argus Media, средние цены на авиакеросин в топливозаправочных комплексах московского авиаузла (МАУ) в 2017 году составили 36,3 тыс. рублей за тонну, а в 2018-м — 45,5 тыс. рублей. То есть рост в прошлом году составил более 25%.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что финансовые резервы у российских авиакомпаний для сдерживания стоимости билетов и работы в убыток практически исчерпаны.

— Крупные игроки, такие как «Аэрофлот», могут себе позволить так работать какое-то время, но большинство перевозчиков — нет, — отметил он. — По оценкам билетных агрегаторов, постепенный рост цен на внутрироссийских линиях уже начался. В частности, улучшить финпоказатели за счет пересмотра тарифной политики смогла авиакомпания «ЮТэйр».

По словам эксперта, если перевозчики переживут сложный период низкого спроса — февраль-март — коллапса на рынке не будет.

 

Прямой эфир