Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Се человек: в петербургском Манеже показали Спаса полунощного

Выставка «Христос в темнице» демонстрирует 33 старинные деревянные скульптуры
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Христос в темнице» — белеют огромные буквы на черном экране во весь фасад петербургского Манежа. Внутри проходит беспрецедентная по замыслу выставка: из городов России свезли старинные деревянные скульптуры одного иконографического типа: Спас Полунощный. Это образ Иисуса, сидящего в заточении накануне шествия на Голгофу.

Но не надо бояться, что экспозиция монотонна. По пластике и транслируемому состоянию все изображения разные. А сама выставка придумана так, что перемещение по ней становится приключением. В Манеже царит полумрак, пространство пронизывают тревожные звуковые волны. На фоне видеопроекции заснеженной тайги публику встречает первый Христос. Он словно вырастает из деревьев северного леса, тех самых, что в древности служили нашим предкам материалом для изготовления идолов. Народное почитание деревянных Христа, Богоматери, святых уходит корнями в язычество: эти статуи раскрашивали под цвет человеческого тела, укутывали, обували, «кормили» паром горячей пищи.

— Возможно, этот лес служит и намеком на отличие русской деревянной скульптуры от зарубежной, — рассказала «Известиям» президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева. — Западная скульптура вышла из мастерской, наша — из леса. Представленный здесь Христос западному человеку может показаться грубоватым, «неотесанным», поскольку та традиция ставила во главу угла прием, а наша — искренность и обнаженность чувства.

Услышав о религиозной деревянной скульптуре, вспоминаешь прежде всего пермскую коллекцию, известную на весь мир. Есть красивая легенда, что когда в 1970-е велись переговоры о «визите» в СССР «Джоконды», единственное, что Лувр согласился принять в залог, были «пермские боги». Но Манежу Пермь предоставила всего четыре фигуры Христа. Еще что-то дали Третьяковка и петербургские собрания, но основной массив — произведения из городов средней полосы. Рязань, Углич, Тверь, Череповец, Тотьма, Моршанск... В общей сложности — 33 Христа из 14 музеев.

— Мы принципиально не привезли зарубежные экспонаты, не стали помещать русскую скульптуру в какой-то контекст, — пояснил куратор выставки, ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский. — Это не научная выставка, а скорее инсталляция с использованием музейных раритетов. Мы не планировали собрать именно 33 скульптуры Христа, так получилось. А вот то, что на полу на первом этаже разложено 12 больших камней, — сознательное решение, это библейское число. Мы с дизайнером выставки Антоном Горлановым хотели визуализировать евангельскую фразу «и земля потряслась, и камни расселись».

Экспозиция разместилась на двух этажах. Внизу установлено несколько ниш из огромных войлочных листов, в каждой из которых — Христос. Это аналог «темницы», кабинки с окошками, в которой сидел в храме деревянный Спаситель. И если в пермском музее статуи расположены очень близко друг к другу, то здесь между ними значительное расстояние, подчеркивающее одиночество каждой фигуры. Но в Перми благодаря дневному свету видны нюансы резьбы и раскраски, опровергающие представление о примитивности, грубости этой пластики. Здесь же выражение лиц, цветовое решение искажены, во-первых, из-за мрака, а во-вторых, из-за ярких неоновых колец, приставленных к головам в качестве нимбов.

Темнота и тяжелый музыкальный фон навязчивы, лишают свободы восприятия. По атмосфере это ощущение ближе зловещей готике, а в чем-то даже «комнате страха», чем православному искусству с его светлым строем. Впрочем, вся композиция первого этажа устремлена к исходу страданий: «рассевшиеся» камни ведут зрителей к распятию. По обеим сторонам находятся деревянные ангелы, то есть Спаситель не оставлен небесами.

Второй этаж производит иное впечатление. Из длинных металлических прутьев сплетен храм-лабиринт, в котором расставлены статуи. Неоновых нимбов нет. Замкнутое пространство ассоциируется с несвободой, но в то же время оно прозрачное, пропускает свет и воздух, и это завораживает.

Выставка «Христос в темнице» представляет Спасителя вне мистики — как простого человека, физически уязвимого, с которым легко отождествить себя. Оказаться в глубоком одиночестве и в ожидании испытаний может каждый. И Спас Полунощный во всех своих воплощениях учит сохранять достоинство, мудрое спокойствие и надежду.

 

Прямой эфир