Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о контактах Москвы с властями Сирии по обострению ситуации в стране
Мир
В ГД заявили о провале попытки Макрона удержать власть
Мир
Китай ввел санкции против американских компаний из-за поставок оружия Тайваню
Мир
Глава МАГАТЭ заявил о напряженной ситуации вокруг ЗАЭС
Экономика
Лукашенко спрогнозировал рекордный товарооборот РФ и Белоруссии в 2024 году
Мир
Посол в Германии Нечаев указал на уникальные условия для немецких компаний в РФ
Мир
Захарова назвала дату выхода интервью Лаврова журналисту Карлсону
Мир
В Госдепе США предостерегли Румынию о последствиях отказа от прозападного курса
Мир
Песков заявил о готовности РФ приветствовать посреднические усилия по Украине
Экономика
Сечин заявил о грядущем росте потребления энергии в мире
Общество
МЦД и другие пригородные поезда перейдут на новое расписание с 15 декабря
Армия
ВС России уничтожили два танка Leopard ВСУ в зоне СВО
Общество
Песков сообщил о планах Путина принять участие в акции «Елка желаний»
Политика
Политолог связал готовность Киева к переговорам с попыткой заморозить фронт
Общество
Арбитражный суд прекратил производство по иску кинокомпании к Ивлеевой
Авто
Все федеральные трассы в новых регионах восстановлены
Общество
В «Автодоре» сообщили о восстановлении более 2 тыс. км дорог в новых регионах РФ
Авто
Для федеральных трасс закупили более 200 тыс. т «зимних» реагентов

Человек из народа

Режиссер Максим Пежемский — об актерской природе Ивана Бортника
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ночью стало известно, что ушел из жизни народный артист Иван Сергеевич Бортник. Мне повезло сделать с ним две картины: «Мама не горюй» и «Мама не горюй 2». Работать с ним было всегда большим удовольствием. Он был не только замечательный актер, но и очень хороший, добрый и, что большая редкость, самоироничный человек.

Иван Сергеевич прекрасно понимал, что в широкой массе его воспринимают в первую очередь через криминальные роли — начиная с Промокашки в «Место встречи изменить нельзя» и вплоть до последних картин. Думаю, хотя бы отчасти этот перекос он исправлял и наверстывал упущенное в Театре на Таганке, где играл самых разнообразных героев.

Впрочем, и в кино у него были прекрасные роли иного плана. Мне кажется, что лучше всего у него получались люди из народа, как, например, в фильме «Родня» Никиты Михалкова. Мне же лично больше всего он нравился в фильме Владимира Хотиненко «Зеркало для героя». Я думаю, это — его лучшая роль, совершенно нетипажная. 

Однако, своей «криминальной» известности Иван Сергеевич не противился. Он прекрасно понимал, как в этом амплуа существовать. У него была замечательная фактура, и это ценили режиссеры, которым именно такой типаж был нужен в небольших ролях. Но часто получалось так, что эти роли выходили на первый план, проникали в сердца людей, становились знаковыми.

В «Мама, не горюй» мне как раз и хотелось сделать оммаж, привет всем его криминальными киноролям, своего рода пародию. Он играл сгущенного, нарочито гротескного персонажа, авторитета с богатым прошлым, такого зицпредседателя Фунта. Работалось с ним очень легко. Опытнейший актер, он понимал, что режиссер занят массой проблем на площадке и что в создании образа персонажа артист должен ему помогать. Иван Сергеевич очень много сделал для своей роли. Надо сказать, что в этом у него был полный простор. В нашем фильме не было сквозного сверхсюжета, и каждый герой, даже эпизодический, должен был запоминаться. Поэтому мы не мешали, поддерживали все его предложения. В итоге получился настоящий бенефис Ивана Сергеевича, такая «цыганочка с выходом», но это работало на фильм в целом.

Конечно, в очень большой степени эту роль сделала сама личность Ивана Сергеевича. Он играл такую уходящую натуру — человека, золотые времена которого остались позади, а он этого не признает, хорохорится, при этом любит вспомнить что-то из своего прошлого. Иван Сергеевич тогда уже был в возрасте, и вот этот талант рассказчика, умение персонажа в нужное время вспомнить какую-то историю, заинтриговать и удивить были от него самого. У него ведь тоже была удивительная биография. Он находился в эпицентре театральной революции, был рядом с Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким и другими. Ему было что рассказать…

Мы с ним регулярно созванивались. Нечасто — и сейчас я очень сожалею, что у меня не получалось это делать почаще. В последний раз мы говорили с ним около года назад: я звонил, чтобы поздравить его с днем рождения. Мне казалось, он остро переживал из-за своей невключенности в творческую жизнь сегодняшнего дня. Времена изменились, изменились герои, ему все меньше предлагали новые роли в кино. Но я всегда старался его приободрить — не знаю, получалось ли у меня это… Грустно, что теперь его с нами нет.

Об авторе — режиссер, сценарист

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир