Ночью стало известно, что ушел из жизни народный артист Иван Сергеевич Бортник. Мне повезло сделать с ним две картины: «Мама не горюй» и «Мама не горюй 2». Работать с ним было всегда большим удовольствием. Он был не только замечательный актер, но и очень хороший, добрый и, что большая редкость, самоироничный человек.
Иван Сергеевич прекрасно понимал, что в широкой массе его воспринимают в первую очередь через криминальные роли — начиная с Промокашки в «Место встречи изменить нельзя» и вплоть до последних картин. Думаю, хотя бы отчасти этот перекос он исправлял и наверстывал упущенное в Театре на Таганке, где играл самых разнообразных героев.
Впрочем, и в кино у него были прекрасные роли иного плана. Мне кажется, что лучше всего у него получались люди из народа, как, например, в фильме «Родня» Никиты Михалкова. Мне же лично больше всего он нравился в фильме Владимира Хотиненко «Зеркало для героя». Я думаю, это — его лучшая роль, совершенно нетипажная.
Однако, своей «криминальной» известности Иван Сергеевич не противился. Он прекрасно понимал, как в этом амплуа существовать. У него была замечательная фактура, и это ценили режиссеры, которым именно такой типаж был нужен в небольших ролях. Но часто получалось так, что эти роли выходили на первый план, проникали в сердца людей, становились знаковыми.
В «Мама, не горюй» мне как раз и хотелось сделать оммаж, привет всем его криминальными киноролям, своего рода пародию. Он играл сгущенного, нарочито гротескного персонажа, авторитета с богатым прошлым, такого зицпредседателя Фунта. Работалось с ним очень легко. Опытнейший актер, он понимал, что режиссер занят массой проблем на площадке и что в создании образа персонажа артист должен ему помогать. Иван Сергеевич очень много сделал для своей роли. Надо сказать, что в этом у него был полный простор. В нашем фильме не было сквозного сверхсюжета, и каждый герой, даже эпизодический, должен был запоминаться. Поэтому мы не мешали, поддерживали все его предложения. В итоге получился настоящий бенефис Ивана Сергеевича, такая «цыганочка с выходом», но это работало на фильм в целом.
Конечно, в очень большой степени эту роль сделала сама личность Ивана Сергеевича. Он играл такую уходящую натуру — человека, золотые времена которого остались позади, а он этого не признает, хорохорится, при этом любит вспомнить что-то из своего прошлого. Иван Сергеевич тогда уже был в возрасте, и вот этот талант рассказчика, умение персонажа в нужное время вспомнить какую-то историю, заинтриговать и удивить были от него самого. У него ведь тоже была удивительная биография. Он находился в эпицентре театральной революции, был рядом с Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким и другими. Ему было что рассказать…
Мы с ним регулярно созванивались. Нечасто — и сейчас я очень сожалею, что у меня не получалось это делать почаще. В последний раз мы говорили с ним около года назад: я звонил, чтобы поздравить его с днем рождения. Мне казалось, он остро переживал из-за своей невключенности в творческую жизнь сегодняшнего дня. Времена изменились, изменились герои, ему все меньше предлагали новые роли в кино. Но я всегда старался его приободрить — не знаю, получалось ли у меня это… Грустно, что теперь его с нами нет.
Об авторе — режиссер, сценарист
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции