Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

31 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения Татьяны Ивановны Шмыги. Она была единственной актрисой оперетты, получившей звание народной артистки СССР. И это неудивительно, ведь Татьяна Ивановна стала фактически олицетворением этого жанра. Говоришь «оперетта» — подразумеваешь «Шмыга», говоришь «Шмыга» — подразумеваешь «оперетта».

В свой день рождения Татьяна Ивановна предпочитала не работать. Но если случалось, что ей ставили спектакль на 31 декабря, тут уж зрители засыпали ее цветами. Хотя так происходило на любом выступлении Шмыги. Поклонников у нее было очень много.

Когда в 1972 году я пришел в Театр оперетты, был самый расцвет карьеры Татьяны Ивановны. Она царила на сцене. В театре ее обожали. Режиссеры ставили на нее спектакли, а композиторы писали оперетты. Юрий Милютин создал для Шмыги «Поцелуй Чаниты» и «Цирк зажигает огни», Исаак Дунаевский — «Белую акацию», Александр Долуханян — «Конкурс красоты», Оскар Фельцман — «Пусть играет гитара». И несмотря на то, что Татьяна Ивановна блистала в образах Сильвы, Виолетты, Мариетты, в советских опереттах она была не менее хороша. Ее третьим мужем был композитор Анатолий Кремер. Они прожили вместе 35 лет. В нашем театре были четыре спектакля на музыку Кремера: «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» и «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал». И в каждом главную роль играла Татьяна Ивановна.

При всей огромной популярности Шмыга была скромным человеком и невероятным трудоголиком. Она до совершенства оттачивала вокальные партии. Была хорошей академической певицей и никогда не пользовалась микрофоном (это сейчас вокалисты с «усилением» заполонили все театры вплоть до оперных). Такой же требовательной к себе она была и в плане хореографической составляющей. До скрупулезности отрабатывала движения. Неверный шаг вправо, шаг влево считала «побегом».

Увы, в остальных жанрах и видах искусства Шмыга была не столь востребована, хотя эксперименты, на которые она шла, оказывались успешными. В «Гусарской балладе» у Эльдара Рязанова она исполнила роль французской певицы Луизы Жермон. Был еще фильм «Кое-что из губернской жизни» по чеховским рассказам, где она играла с Александром Калягиным, Олегом Табаковым, Лией Ахеджакова, Юрием Богатыревым. Но чаще ее звали в телевизионные фильмы-спектакли. С Герардом Васильевым она пела в «Графе Люксембурге», в бенефисе Савелия Крамарова выступила с Михаилом Державиным.

Был у Татьяны Ивановны опыт работы и в драме. В 76 лет она вышла на сцену Театра имени Ермоловой. Народный артист СССР Владимир Андреев предложил ей роль в спектакле «Перекресток» («Варшавская мелодия-98») по пьесе Леонида Зорина. Когда она приступила к репетициям, все приговаривала: «Петь не надо, а только говорить, говорить. Как же мне запомнить столько текста?» Но в итоге всё запомнила, и получилась блестящая работа.

Татьяну Ивановну часто спрашивали, как ей удается так хорошо выглядеть, столько лет работать в Театре оперетты, да и вообще как она относится к своему возрасту. На всё это она с юмором отвечала: «Да никак. Я иду по одной стороне улицы, а мой возраст — по другой». Вот и 80-летний юбилей актриса отметила на сцене. И потом, пока не заболела, продолжала исполнять весь свой репертуар...

В Театре оперетты сейчас полмесяца идут мюзиклы и полмесяца — оперетты. Зритель на них ходит, билеты достать сложно. Вроде бы все хорошо, есть поклонники, есть новые кумиры. Но новой Шмыги как не было, так и нет...

Автор — народный артист РСФСР, певец, актер Театра оперетты

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир

Загрузка...