Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Король и комикс: Большой театр поставил «Путешествие в Реймс»

Героями новой версии оперы Россини стали персонажи живописи
0
Фото: пресс-служба Большого театра/Дамир Юсупов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большой театр можно поздравить. Судя по аншлагам премьерных показов и реакции публики, на московской сцене появился яркий зрительский спектакль. Акцент в данном случае — на «зрительском», хотя Джоаккино Россини, чье «Путешествие в Реймс» ГАБТ представил на излете года, писал в основном слушательские оперы. Другими словами, невероятно разнообразные и увлекательные вокально-инструментальные концерты, где главный сюжет заключается в демонстрации незаурядного мастерства певцов и оркестрантов.

Полтора года назад такой Россини уже был представлен в Большом — музрук театра Туган Сохиев устроил концертное исполнение «Путешествия в Реймс», разместив на сцене оркестр, хор и почти два десятка солистов. Отдельные приметы режиссерского вмешательства имелись, но подавались деликатно. Дирижер доставал партитуру из внушительных размеров баула. Тут и там были расставлены чемоданы и саквояжи различных размеров и расцветок — было куда присесть отдыхающим от вокала певцам. Дорожная тематика диктовалась оригиналом — согласно либретто, персонажи оперы пересекались в гостинице «Золотая лилия», чтобы затем отправиться в древнюю французскую столицу Реймс на коронацию Карла X. В памяти потомков событие 1825 года осталось благодаря Россини, получившему госзаказ на «датскую» оперу, и художнику-академисту Франсуа Жерару, создавшему монументальное полотно.

Режиссер новой постановки Дамиано Микьелетто за отправную точку взял именно его, видимо, посчитав гостиничный флирт, ссоры и интриги недостаточно масштабными для трехчасового действия. В основу либретто лег сюжет о живописных персонажах, покидающих свои картины в минуты музейного затишья, чтобы, покуролесив, вернуться на исходные позиции. Гостиница стала одноименной галерей, ее хозяйка — галеристкой, один из героев — реставратором, другой — арт-дилером, третья — начинающей художницей, копирующей картины мастеров. Маэстро Сохиев за пультом, арии, дуэты и ансамбли, в том числе виртуознейшее Gran Pezzo Concertato для 14 голосов a capella, остались в неприкосновенности, как и россиниевская легкость, которой блеснули солисты и оркестр в предыдущем концертном варианте. Правда, для ее адекватного восприятия теперь приходится закрывать глаза — суета сценических перемещений зашкаливает, обилие действующих лиц запутывает. Зато резко повысился просветительский потенциал зрелища, чем наверняка воспользуется любознательный зритель.

Сходить в Большой на «Путешествие в Реймс» — всё равно что посетить один из популярных ныне мультимедийных проектов. Только вместо видеопроекции фигурируют репродукции, а перемещения арт-объектов заменяет дефиле героев знаменитых полотен. Вытянув руки по швам, прохаживается Ван Гог с перевязанным ухом. Разворачивается кубическими гранями муза Пикассо — Дора Маар. Степенно выгуливает левретку герцогиня Альба с портрета Гойи. Джорджоневская Юдифь с достоинством носит голову Олоферна, а инфанта Веласкеса — тяжелый кринолин. Есть еще трансвестит от Ботеро, незнакомка от Сарджента, танцовщица от Дега и другие славные. Почетное место в художественном пантеоне занимает пляшущий человечек Кита Харинга. По словам режиссера, этот комиксовый герой ассоциируется у него со стилем Россини.

Подозреваю, что историческая живопись не входит в число пристрастий Дамиано Микьелетто и сценографа Паоло Фантина, но гимны в финале поются в честь Карла X, приходится это учитывать, и авторы справляются. Поэтапное «собирание» многофигурного полотна Франсуа Жерара — лучший эпизод спектакля. Грандиозность живой картины с восходящим на трон королем идеально соответствует и масштабу Исторической сцены, и ее парадно-императорскому декору. Еще одно приятное воспоминание связано с выступлением молодой солистки Альбины Латиповой в роли импровизаторши Коринны, она же студентка-копиистка. Обладательница ласкающего душу сопрано не только не потерялась среди именитого международного состава, но, невзирая на сценическую кутерьму, заставила себя слушать.

 

Прямой эфир