Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Мир
В МО заявили о ликвидации половины личного состава двух бригад ВСУ
Мир
Арестович рассказал о просьбах европейцев «добить Россию»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
МИД РФ назвал обстрелы ЗАЭС со стороны ВСУ актом ядерного терроризма
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Мир
Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Мир
Москва назвала шовинизмом призывы прекратить выдачу россиянам шенгенских виз
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Экономика
Шольц призвал Россию забрать турбину для «Северного потока»

«Творчество — это неприятно»

Режиссер Алла Сигалова — о рождении спектаклей, образах XX века и эфемерности успеха
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уходящий год МХТ им. Чехова завершает премьерой спектакля «XX век. Бал» режиссера и хореографа Аллы Сигаловой. В постановке основные события минувшего столетия представлены в жанре пластической драмы. В перерыве между репетициями заслуженная артистка России встретилась с «Известиями».

— В названии спектакля есть слово «бал». Но отечественная история XX века далека от волшебства, с которым оно ассоциируется.

— Для меня бал в названии — совершенно не волшебное слово. В нашей постановке на первый план выходит движение, жест. Отсюда — бал. Что касается событий XX века, то сегодня их хочется переосмыслить, вспомнить образы, которыми жили в ушедшем столетии. Впечатлений и правда много, поэтому нужно было выбирать, чтобы получилась концентрированная история. Этот спектакль — жест любви и уважения к тем людям, той музыке, тому времени.

— Соавтор спектакля — гендиректор Первого канала Константин Эрнст. Как получилось, что вы стали работать вместе?

— Константин Львович пришел ко мне на премьеру спектакля «Катерина Ильвовна», который я поставила в «Табакерке». Он спросил о моих планах на будущее, и я рассказала о своей идее сделать спектакль-воспоминание. Задумка ему понравилась, тогда же он предложил писать пьесу вместе.

— Как вам удалось сжать 100 лет в один вечер?

— Конечно, пришлось отбирать события. НЭП, война, первый полет в космос и Олимпиада, Афганистан и рынок размером в целую страну... К счастью, с Константином Эрнстом мы почти всегда сходились во взглядах, но, признаюсь, процесс отбора — какое событие оставить, а какое вычеркнуть — был достаточно сложный. Хотя глобальных споров у нас не было, мы абсолютно совпадаем в ощущениях, в понимании того времени.

— Сложно было передать эти события в жанре пластической драмы?

— Совершенно не сложно. Мы делали не документальный фильм, а театр. Это воспоминания, отражение истории, которая преломляется в нашем сознании в фантасмагорию. Для меня это совершенно личная история.

— В постановке занято несколько десятков актеров и почти все — из МХТ. Есть ваши ученики?

— На сцене — 50 человек. Приглашенных артистов только двое, остальные — мхатовцы. Многие из них мои ученики, поэтому им жанр пластической драмы понятен.

— Вы просили актеров смотреть документальное кино того времени, читать литературу?

— Конечно! И фильмы, и фотографии, и поэзию, и книги — всё изучали. Что самое интересное, молодые артисты, работая над спектаклем, многое узнали про XX век. Ведь большинство из них смутно представляют то время. Что-то знают, но довольно поверхностно, имеют свои опорные точки, а дальше и глубже не представляют. Что конкретно происходило — не знают.

В спектакль образов XX века вошло не так много, но о том, чем было наполнено каждое десятилетие, какими опорными вехами оно значимо для нашей истории, мы много и подробно говорили. Это то, что является кухней, работой над спектаклем. Артисты обязаны работать над собой, погружаться в материал. Оказалось, для молодых это интересно, ведь речь идет об истории нашей страны. Мы дорожим тем, через что прошли наши родители, деды, прадеды.

— Для спектакля создано более 500 костюмов. Над чем конкретно работали художники Александр Васильев и Мария Данилова?

— У каждого из них была своя часть спектакля, свои отрезки времени. У Марии Даниловой была задача создать образы, она делала костюмы от начала века до его середины. Кстати, все костюмы до 1970-х годов у нас в черно-белой и серой гамме. Потом появляется цвет, но это уже период, когда актеров одевал Александр Васильев. У Саши было задание собрать аутентичные костюмы, обувь, реквизит, начиная с 1960-х и заканчивая концом века.

— Александр поделился своей коллекцией или собирал специально?

— Все костюмы подлинные. Он собирал их по винтажным магазинам разных стран. Самую большую коллекцию винтажа он привез из Литвы.

— Судя по объему, «XX Век. Бал» — масштабная и тяжелая работа.

— Смотря с чем сравнивать, я делала спектакли и масштабнее. Почему тяжелая? Мне работа приносит радость, а не тяжесть. Я испытываю полное счастье: работаю в МХТ, на этой великолепной сцене, с великолепными артистами, с потрясающей постановочной командой. Какая может быть тяжесть? Только счастье.

— Создатели эксклюзивных проектов наделены амбициями. Вы задумываетесь об успехе?

— Что такое успех? Одному нравится, другому — нет. Для меня такого понятия не существует в принципе. Я хотела сделать определенную постановку и удовлетворена своей работой, вот что для меня успех. Но это не про успех, а про качественно сделанную работу.

— Мнение зрителей, критиков для вас тоже не имеет значения?

— Не имеет. Мнение зрителей и критиков никогда не бывает однородным. В театре существует присказка о том, что даже у самого плохого артиста есть поклонники. Вы разве не знаете о бездарных актерах, которых обожают и носят на руках?

Ничего общепринятого не бывает, особенно эфемерно мнение о ком-то. Вот Льву Толстому не нравился Бернард Шоу. Кому-то нравится Шостакович, кому-то Прокофьев, а Шостакович вызывает отвращение. Один любит Плисецкую, а другой Уланову. И что?

— С трудом верится, что вы не хотите услышать приятные слова.

— Я не понимаю этих слов. Принять теплую ванну, вот это приятно. А творчество — это неприятно. Это кровь, крик и разорванные кишки. Мои спектакли — это мое высказывание. Мне важно рассказать огромному количеству людей то, что я думаю на ту или иную тему. Рассказать свою историю...

— Значит, вы взяли историю XX века, чтобы рассказать о себе?

— Конечно. Я родилась в середине этого века — мои родители, бабушка, дедушка воевали, пережили блокаду. Я знаю этот век, живу в этой стране, это моя Родина, моя боль, печаль и радость. Жизнь моей семьи и близких.

— Век закончился, наступила новая эпоха. Она достойна того, чтобы ставить о ней спектакли и балы?

— Я не живу ностальгией, только сегодняшним днем, и он прекрасен. Скоро Новый год — чудесно! Можно доставать игрушки и наряжать елку. Рядом со мной мои дети, они влюбляются, рожают детей, я занимаюсь театром, путешествую, встречаюсь с друзьями. Как же сегодняшний день мне может не нравиться?

Если говорить о творчестве, то я делаю спектакли, которые его отражают. Недавно в Риге я поставила «Любить» по пьесе Виктории Токаревой. Кстати, про сегодняшний день уже есть интересная драматургия. Взять тех же братьев Пресняковых или Ивана Вырыпаева.

— То есть идеи сделать «XXI век. Бал» пока нет?

— Только 19 лет будет XXI веку. Чтобы делать что-то подобное, нужно отодвинуться дальше. Хотя если есть интересная драматургия, где я могу себя как-то проявить и высказаться, то почему нет?

Справка «Известий»

Алла Сигалова окончила Академию русского балета имени Вагановой, затем режиссерский факультет ГИТИСа. В 1989–1999 годах возглавляла театр «Независимая труппа Аллы Сигаловой». В театрах страны и мира поставила более 40 спектаклей. С 2004 года — заведующая кафедры пластического воспитания актера школы-студии МХАТ и современной хореографии и сценического танца в РАТИ-ГИТИС. Главный хореограф телепроекта «Танцы со звездами», автор телепрограммы «Большой балет».

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир