Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Чудо детского мира

Певица Ирина Богушевская — о магии прозы Виктора Драгунского
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В первый день зимы исполняется 105 лет со дня рождения Виктора Драгунского. Я хорошо помню свою первую книжку этого писателя — она была большой, красной, с белобрысым мальчишкой на обложке. Называлась «На Садовой большое движение». Там были рассказы «Он живой и светится...», «Сверху вниз, наискосок!», «Смерть шпиона Гадюкина», «Двадцать лет под кроватью»... И от них я то рыдала и трясла ногой со смеху, то оказывалась совершенно зачарованной. Драгунский придумал такой смешной и захватывающий мир, что оторваться от него было невозможно.

Книжка прожила со мной довольно долго и не раз ездила в коробке с квартиры на квартиру, как неприкосновенный запас. Когда-то я читала ее сама, а потом, годы спустя — своим сыновьям. Младшему досталась еще и аудиоверсия, и мы с ним по кругу слушали все эти рассказы в блестящем исполнении Марии Голубкиной. Фразы «мотогонки по отвесной стене», «а ещё котят и бабушку» давно стали частью нашего семейного жаргона. В общем, это любовь на всю жизнь.

Но — вернусь в детство. К тому моменту, как у меня появились «Денискины рассказы», я уже прочла почти всю серию «Детская библиотека приключений» — в моей голове уже успели поселиться и индейцы, и отважные полярники, и капитан Немо, и рыцари, и мушкетеры. На этом фоне Дениска Кораблёв — простой мальчишка — по идее должен был как-то потеряться. Но нет!

Драгунский умел одной фразой, мгновенно, прорастить из обыденных и знакомых каждому советскому ребенку обстоятельств совершенно сказочное пространство. Ведь все эти образы — «и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела» или незабываемое «как будто кто-то играет стеклянными молоточками на серебряном ксилофоне» — чистой воды магия! Казалось бы, просто рабочие дробили камень на набережной. Но Драгунский услышал и передал это таким вот чудесным образом.

Думаю, секрет обаяния прозы Драгунского — как раз в сочетании дивного юмора с этим магическим взглядом на мир, ощущением его как чего-то удивительного, прекрасного, того, чем можно восхититься. Это очень, очень жизнерадостная литература.

Вообще-то в нашем детстве не было недостатка в позитивных авторах. Кино, газеты и журналы, трехпрограммник на кухне у бабушки, а потом и телевизор просто исходили оптимизмом: «Широка страна моя родная», «Эх, хорошо в стране советской жить!» — бодрые репортажи, бодрые новости, бодрые марши с их специфическим задором были постоянным фоном жизни.

Но Денискина радость — другая, и это очень чувствовалось. Она была тихая и часто созерцательная, а вовсе не какая-то социальная, коллективная. Это было восхищенное удивление маленького человека каким-то событием или явлением его частной жизни: светлячком, розовыми копытцами олененка, маминым ушком, в которое дышишь... Драгоценная вещь у Драгунского — фокус на отдельно взятом ребенке, который просто живет и радуется.

Конечно, у Дениски есть друзья, с ними можно делиться всеми этими эмоциями или вместе переживать какие-то приключения. Но мне, как человеку интровертному и склонному к созерцательности, было ужасно важно это книжное свидетельство, что быть одному и думать о своем иногда тоже бывает волшебно и здорово. Спасибо Драгунскому за эту «индульгенцию»!

К тому же Денискины приключения были совершенно типичными, абсолютно узнаваемыми — поэтому ты присоединялся к этим историям просто моментально. У тебя были такие же точно подначки «на слабо», такие же школьные спектакли, такие же дворники, соседи, учителя: это был мир, знакомый от и до. И тем не менее он таил в себе не только бесчисленное множество смешных ситуаций, но и возможность чуда.

Здорово, что мне удалось вовремя вложить моим детям в клювы то, что я горячо люблю сама. И я надеюсь, что книги Драгунского благополучно переживут десятилетия — именно потому, что они не про «советское детство», а просто про детство, про приключения ребенка в большом мире и про чудо жизни.

Автор — певица, поэт, композитор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир