Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Регионы строят фундамент

Успешное сотрудничество разных регионов России и Китая укрепляет основы дружбы стран
0
Фото: ТАСС/Михаил Метцель
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главы Китая и России стоят на высоте и смотрят вдаль, они обдумывают стратегию развития регионального сотрудничества своих стран.

По приглашению президента России Владимира Путина председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в VI Восточном экономическом форуме. Это важное дипломатическое событие в истории российско-китайских отношений нацелено на то, чтобы дать новый толчок развитию партнерства между двумя странами. Этот и будущий годы признаны Годами дружбы и сотрудничества России и Китая.

Во время визита главы КНР были достигнуты новые договоренности по расширению и углублению двустороннего сотрудничества, развитию инвестиционной среды обоих государств, строительству транспортной инфраструктуры.

Масштабы сотрудничества постоянно расширяются. На данный момент Россия и Китай создали 25 пар городов-побратимов. Благодаря участию в ВЭФ Приморский край намерен обратиться к опыту развитых регионов Китая и привлечь больше предприятий для инвестиций и сотрудничества. Коммуникационная площадка создает благотворную среду, но для развития местного сотрудничества необходима поддержка и на государственном уровне.

В начале 2016 года региональными правительствами России и Китая был создан специальный формат обсуждения «Волга-Янцзы». Первое совещание в этом формате состоялось в 2017 году. Успешный диалог двух стран свяжет эти регионы. На ВЭФ присутствовали делегации провинций Гуандун, Чжэцзян и Цзянсу. Российский Дальний Восток выразил решительную готовность укреплять сотрудничество с регионами Янцзы и Чжуцзян в Китае.

В целях развития торговых и инвестиционных отношений на Дальнем Востоке созданы Свободный порт Владивосток, Особая экономическая зона и международные транспортные коридоры. Все эти решения предоставляют особые налоговые условия, дают административные преференции и работают на улучшение инвестиционной среды на Дальнем Востоке.

В прошлом году количество проектов с китайскими инвестициями в проекте «Один пояс — один путь» увеличилось на треть и достигло 28. Очевидно, что льготная политика привлекает китайских инвесторов. Кроме того, ведутся переговоры о создании «трансграничных зон экономического сотрудничества». Например, зона «Суйфэньхэ-Пограничный» имеет общую площадь 4,63 кв. км, китайцы занимают площадь 2,3 кв. км, а российская сторона — 2,33 кв. км.

Льготный экономический режим позволяет свободно проходить таможню в обе стороны и провозить товары из Китая, России и третьих стран. Эта зона стала важной вехой в сотрудничестве двух стран.

Совместные усилия обеих сторон показали реальный эффект. Согласно российской статистике, объем торговых операций между дальневосточным регионом и Китаем в 2017 году достиг $7,77 млрд, что на 27,5% выше, чем в предыдущем периоде. С точки зрения структуры торговли, импортная и экспортная торговля между двумя сторонами является взаимодополняющей.

По мере улучшения экономической ситуации в России торговля на Дальнем Востоке возобновилась. Многие финансируемые Китаем предприятия занимаются сельским хозяйством, производством, туризмом, логистикой и другими видами деятельности на Дальнем Востоке РФ. В то же время активно продвигается строительство международного транспортного коридора «Биньхай № 1» и «Биньхай № 2».

В настоящее время Владивосток является третьим по величине туристическим направлением для граждан Китая в России. Количество туристов там уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Также Дальний Восток полюбили китайские студенты — их там уже 3000, а Дальневосточный федеральный университет и Камчатский университет охотно вступают в программы по обмену преподавателями и совместной подготовке с китайскими университетами.

С другой стороны, общие проблемы должны стать еще одной отправной точкой для улучшения уровня сотрудничества между странами.

Россия ожидает выравнивания дисбаланса торговли и инвестиций и оптимизации структуры экспорта товаров в Китай. Согласно статистике, с 2013 по 2016 год объемы китайского экспорта в Россию продолжали расти, при этом доля строительной техники увеличилась с 59 до 65%, а доля легкой промышленности, такой как текстиль и обувь, упала с 18 до 12%.

Российская сторона надеется, что Китай увеличит уровень инвестиций и поможет России выйти из зависимости от экспорта ресурсов, чтобы исправить этот дисбаланс. Китай в свою очередь рассчитывает, что количество китайских инвестиций не только увеличит количество, но и обеспечит качество.

Дальний Восток является хорошей точкой для машиностроения обеих стран. Есть фундамент для таких высокотехнологичных производств, как биомедицина. Конечно, при подобном сотрудничестве должны учитываться взаимная выгода и принципы рыночной экономики. Поэтому России необходимо сделать шаги по улучшению бизнес-среды и содействовать развитию преференциальной политики — защищать законные права и интересы инвесторов.

Как отметил генеральный консул во Владивостоке Ян Вэньбин, при общей тенденции «нисходящего» развития китайско-российских отношений местное сотрудничество «снизу вверх» является основой отношений двух стран.

Прямой эфир