Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Без труппы

Директор театра «Практика» Борис Мездрич — о новом способе организации театрального дела
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия славится своим стационарным репертуарным театром, история которого насчитывает уже несколько сотен лет. Театр со своей постоянной труппой — великая идея и — при правильной организации процесса — перспективное дело. Впрочем, творчество приемлет и другие формы, которые могут быть весьма успешны. 

Один из примеров — театр «Практика», который существует вовсе без труппы. Наш коллектив состоит из 45 человек, которые обеспечивают все технические и административные функции. Но творческая составляющая целиком отдана резидентам, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Такую форму организации можно определить как открытую систему закрытого театра. Открытая — потому что любой может войти сюда в качестве резидента и даже предложить спектакль-резидент. «Практика» — площадка для новой драмы, для молодых ищущих авторов. Если предложенная идея соответствует концепции развития театра, и дирекция во главе с художественным руководителем ее одобряет, мы поможем реализовать проект. Подобных постановок достаточно, чтобы в афише не было ни одного свободного дня. И именно такие спектакли составляют основной репертуар.

Недавно мы лишились своего лидера, большого артиста, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина. Со своими учениками из Школы-студии МХАТ он искал не только новые формы существования на сцене, но и новые способы организации творческого взаимодействия. И сюда он пригласил своих учеников. При этом «брусникинцы» не вошли в штат театра, поскольку у «Практики» нет постоянной труппы.

Станет ли подобная схема работы театром будущего? Полагаю, это лишь одна из возможных форм существования. Но, считаю, наш опыт может быть применим к другим театрам. Однако наличие труппы диктует свои правила организации театрального процесса. Кроме того, и формат «Практики» не избавляет от многих проблем, с которыми сталкиваются почти все коллективы. Так, например, это нехватка пространства. Некоторые резиденты предлагают интересные спектакли большой формы, а сцена «Практики» не в состоянии принять постановку. Ведь у нас всего два зала — на 87 и 52 места, и оба предназначены для камерных постановок.

От инфраструктурных проблем никуда не уйти, но не менее важно и продвижение спектаклей. Поэтому с нового сезона мы стали предлагать резидентам не только поддержку при постановке спектаклей, но и организацию гастролей, помощь с участием в российских и международных фестивалях. Актеры существуют в сфере эмоций, переживаний и ощущений. Им обязательно надо подпитываться от разной аудитории. Таким образом, можно говорить о генеральном направлении «Практики», в котором предложения театра превышают ожидания резидентов. Гастроли — это кислород для театра.

И, конечно, существует общая проблема — финансирование. Откуда взять средства на развитие нового театрального дела? Можно использовать разные схемы организации творческого процесса, искать различные способы экономии, привлекать внебюджетные средства, участвовать в коммерческих проектах, но без государства всё равно никуда. Надо признать: российский театр не может существовать без господдержки. Каким бы прославленным ни был коллектив, на какой бы эксперимент ни решался, лишь в содружестве с государством он может творчески реализовываться.

Автор — директор театра «Практика», заслуженный работник культуры Российской Федерации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир