Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Хочу показывать духовно красивого человека»

Народный артист России Виктор Мережко — о силе нравственности, новом взгляде на советскую историю и детской влюбленности в мультипликацию
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгения Смолянская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Народный артист России Виктор Мережко завершил создание сценария телевизионного 28-серийного фильма о сталинской эпохе. Картина с рабочим названием «Сталин и его окружение» уже запущена в производство. Режиссером выступит Владимир Котт, продюсерские функции взял на себя Владимир Досталь. В разгар работы над масштабным проектом с Виктором Мережко встретилась корреспондент «Известий».

— Ваш новый проект — вольная художественная фантазия или вы строго придерживались исторических источников? 

Чтобы фильм был исторически достоверным, я три месяца работал в архивах, изучал интереснейший материал, равного которому еще не держал в руках, пожалуй, никогда. Фильм будет очень масштабным, об этом говорит хотя бы количество персонажей. Их порядка 200, и это не массовка, не эпизоды, а полноценные роли.

После работы в архивах я 11 месяцев писал текст сценария. Сценаристов, кстати, двое: продюсер Владимир Досталь выступил моим соавтором. В центре сюжета — Сталин и его ближайшее окружение: Ягода, Ежов, Берия, Орджоникидзе, Молотов, Ворошилов, все те люди, которые делали историю советского государства, находясь рядом с вождем. Конечно, мы затронули и тему его отношений с женой, детьми. Могу сказать, что это потрясающей силы детектив. Однако до выхода фильма мы не разглашаем никаких деталей — фамилий, фактов и сюжетных линий. Это жесткое требование Владимира Досталя и режиссера Владимира Котта.

― Советская эстетика вам не чужда. Ваш первый фильм «Здравствуй и прощай» посвящен русской деревне.

― В ту эпоху был запрос на рассказы о рабочих людях и сельских тружениках. Когда я пришел на «Ленфильм», мне предложили написать именно такую историю. И я решил: пусть это будет история любви. Создавал свой первый сценарий с удовольствием, сельская жизнь мне была хорошо знакома (Виктор Мережко родился в хуторе Ольгенфельд Александровского района Ростовской области. — «Известия»).

Готовый сценарий я принес на «Ленфильм», где его предложили режиссеру Владимиру Александровичу Фетину. Он согласился взять мой текст и решил, что главную роль должна сыграть его супруга Людмила Чурсина. Однако Людмила Алексеевна сказала, что, хотя текст ей нравится, играть она не будет. Так иногда бывает. Если артисту нравится сценарий, это не означает, что для него подходит сама роль. Вслед за супругой, а, наверное, и вследствие ее решения, отказался и Фетин.

Конечно, это не был приговор фильму. Сценарий передали Виталию Мельникову. Мне очень нравился этот режиссер из-за известной ленты «Начальник Чукотки». Кстати, именно начальник Чукотки — Михаил Кононов — и сыграл роль мужа в «Здравствуй и прощай». А роль жены стала первой пробой в кинематографе для другой будущей звезды советского экрана — Натальи Гундаревой. Вообще компания актеров подобралась удивительная — Виктор Павлов, Олег Ефремов...

― Можно ли сказать, что этим фильмом вы заявили свою философскую позицию? И осталась ли она прежней?

Как тогда, так и сейчас я считаю, что нельзя воспитать человека на фильмах, в которых девушки из условного Урюпинска приезжают завоевывать московских олигархов. Я хочу показывать духовно красивого русского человека. Именно поэтому я несколько лет назад принял приглашение губернатора Алтая возглавить Шукшинский кинофестиваль. Шукшин — это мастер, умевший создавать потрясающие образы, ставшие символом эпохи. И этот вектор, заданный великим режиссером и актером, стал главным критерием отбора фестивальных фильмов.

― Помимо Шукшинского кинофестиваля, вы стояли и у истоков премии «Ника».

― Эта история началась с поездки в Индию, где я впервые встретился, а затем и подружился с Юлием Гусманом, который затем стал директором Дома кино. Вскоре у нас появилась идея создать отечественную киноакадемию и кинематографическую премию. Мы назвали ее «Ника» в честь богини победы. Я стал президентом Академии, а Юлий — генеральным директором. Я довольно долго занимал свой пост, но вечным в нашей жизни ничего не бывает. Сменилось время, пришли другие идеи, другая работа.

Сейчас я занимаюсь другим масштабным проектом — Международным кинофестивалем «Ялтинский киномост». Смотр еще молод, но уже в этом году у нас было солидное представительство из стран Европы: привезли свои фильмы французы, болгары, бельгийцы. Кроме того, на фестивале можно было увидеть индийские работы, южнокорейские...

― Организационная работа и участие в фестивальной жизни, наверное, отнимает время от работы над новыми фильмами?

― Участие в общем движении и собственная творческая работа — это для меня единое целое.

― По вашим сценариям создано 12 мультфильмов. Почему, имея успех в игровом кино, вы решили заняться мультипликацией?

― Представьте себе, по доброй воле и собственному желанию. Мальчишкой, как и все советские дети, я очень любил мультфильмы. Меня всегда интересовал вопрос, как же их делают. Это было страшно любопытно, и тяга к рисованному фильму с возрастом не прошла. Уже состоявшимся, известным автором я пришел в студию, делающую мультипликацию, и задал простой вопрос, нет ли у них потребности в сценаристе. Мне предложили заняться переработкой русских народных сказок. А народные сказки, должен сказать, это настоящий кладезь мудрости. Их можно раз за разом перечитывать, открывать новые штрихи, грани, бесконечно переделывать, создавая что-то новое... И я увлекся мультипликационным языком.

― Вас знают в основном по кино. Но ведь вы работали и для театра. Не жалеете, что экранные работы несколько заслонили вашу театральную деятельность?

А вот здесь вы ошибаетесь. Бывали дни, когда в Москве шли одновременно по три моих пьесы. Спектакли «Пролетарская мельница счастья», «Ночные забавы», «Крик», «Я — Женщина», «Женский стол в охотничьем зале» имели широкую известность. 

― Вы проявляете себя сразу в нескольких амплуа. Не возникало мысли, что лучше было бы сосредоточиться на чем-то одном — например, на сценарной работе?

Работа режиссера и сценариста сильно связаны. Когда я стал чаще появляться на съемочной площадке, начал лучше чувствовать диалоги, понимать мизансцену. Это обострило чутье и помогло развить понимание киноязыка. Кроме того, я стал публиковать сценарии как литературные произведения. Недавно довелось побывать в Ростове по приглашению издательства, публикующего мои сценарии, и я удивился, как хорошо читатель воспринимает этот жанр. Я ведь не эстрадный артист, но на моих творческих встречах всегда полные залы.

― Нередко люди, достигшие определенных вершин в своей профессии, уходят в политику. Вы не думали о такой перспективе?

Как гражданин своего государства и патриот, я прекрасно понимаю, что сейчас происходит вокруг нашей страны. Я понимаю, почему Крым вернулся в Россию, почему идет война в Сирии, но все же никогда не стремлюсь лезть в политические дебри. Для меня достаточно копаться в душе человеческой. Моя цель — создавать доброе, умное кино. Это и творческая, и жизненная философия, единой линией проходящая через все мои работы.

Мне бы хотелось, чтобы люди смотрели кинорассказы о красоте человека, о душевном полете, пусть иногда и трагичном. Хороший фильм — это фильм с очень высоко поднятой моральной планкой. Как сказал Василий Шукшин: «Нравственность есть правда».

Справка «Известий»

Виктор Мережко в 1968 году окончил сценарный факультет ВГИКа. По его сценариям снято более 70 художественных и 12 мультипликационных фильмов. Автор 17 театральных пьес. За картину «Полеты во сне и наяву» получил государственную премию СССР. Многие годы является секретарем Союза кинематографистов России и Москвы, член Союза писателей России, президент Шукшинского кинофестиваля и Международного кинофестиваля «Ялтинский киномост». Народный артист России.

 

 

Прямой эфир