Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Совет Евросоюза на заседании в Люксембурге утвердил новый режим санкций против физических и юридических лиц, ответственных за применение и распространение химического оружия. Этот механизм был предложен Великобританией и Францией «после нападений в Сирии и Солсбери», в которых, как считают в Лондоне, Россия якобы напрямую или косвенно виновата.

Разработку мер Брюссель инициировал на саммите ЕС в конце июня. Накануне этого состоялось экстренное заседание Организации по запрещению химического оружия, на котором ведущие страны Запада в обход Совета Безопасности ООН «продавили» предоставление ОЗХО права называть виновных в химатаках. Теперь же новый механизм позволит ЕС вводить санкции против тех, кто, по мнению Брюсселя, причастен к разработке и применению химического оружия, вне зависимости от страны проживания. В частности, речь идет о заморозке активов руководителей разведывательных структур и политиков, которых европейцы подозревают в причастности к применению химического оружия, и о запрете на въезд в страны ЕС для них. 

Очевидно, что санкции во многом носят символический характер, но факт их введения будет говорить о том, что химическое оружие всё больше служит инструментом давления со стороны Запада. Впервые это произошло в августе 2013 года, когда, как утверждают на том же Западе, сирийская армия нанесла ракетные удары с использованием химоружия по пригороду Дамаска Восточной Гуте, которую в то время контролировала вооруженная оппозиция. Утверждалось, что для доставки нервно-паралитического газа типа зарин якобы использовались 330-мм (предположительно сирийского производства) и 140-мм советские ракеты класса «земля–земля». Инспекторы ООН по химическому оружию, расследовавшие этот инцидент, лишь подтвердили сам факт химической атаки и выяснили некоторые технические детали: количество и тип отравляющего вещества, способ доставки. Но перед этой организацией тогда еще не стояла задача определения виновных в химатаке, так как это прямая обязанность СБ ООН.

В таких условиях проявили себя так называемые независимые западные организации, как, например, Human Rights Watch, которая 10 сентября 2013 года опубликовала крайне спорный доклад «Атака на Гуту: анализ предполагаемого использования химического оружия в Сирии».

Нечто подобное происходит и сейчас, когда к расследованию так называемого инцидента в Солсбери с Сергеем и Юлией Скрипалями, которые уже выписаны из больницы (наверное, первый в истории случай столь сомнительного боевого применения химического оружия), подключилась исследовательская группа Bellingcat. Но ее представители в этот раз даже не попытались провести собственное расследование, а лишь представили данные британской разведки. Ранее они это сделали в отношении трагедии с пассажирским самолетом Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, который потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области. Bellingcat заявили о российском  происхождении «сбившего MH17 «Бука».  

При наличии столь «серьезных» аналитических организаций США и Европа, наверное, могут отказаться от использования собственных разведывательных структур. Ведь так называемые независимые структуры способны дать исчерпывающий, а главное — «правильный», ответ на любой вопрос международной повестки дня. И самое любопытное — за это не понесут никакой ответственности, что крайне удобно для некоторых чрезмерно активных западных государств. Если вдруг в «доказательствах» найдут какие-то ошибки, то и оправдываться странам не придется — независимые организации на то и независимые, что правительству не подотчетны, хотя их «выводы» отчего-то поразительно и совпадают с «государственными» версиями.

Кстати, по некоторым данным (в частности, американского журналиста Сеймура Херша), инцидент 2013 года с использованием химического оружия в Восточной Гуте был осуществлен именно британской разведкой, которая заблаговременно уведомила об этом ЦРУ США.

Теперь же ЕС фактически вводит против России новые — «химические санкции». Причем эта инициатива в большей степени принадлежит Лондону, который очень стремится создать Москве максимально возможные проблемы до неизбежного выхода Великобритании из ЕС весной следующего года. Конечно, и в остальной Европе находятся сторонники столь же решительных действий. Но это не только дискредитирует ОЗХО и другие структуры международной безопасности, но и наносит вред самому ЕС, где в силу множества причин террористическая деятельность будет нарастать. В первую очередь из-за отказа от сотрудничества с российскими спецслужбами, которые могли бы помочь защитить европейцев от реальных, а не мифических угроз.

Автор — заместитель директора Института стран СНГ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир